Происшествия

«когда все тела погибших мы сложили на склоне холма возле дороги, неожиданно, как по команде, у них зазвонили мобильные телефоны»

0:00 — 21 апреля 2007 eye 381

Водитель грузовика, протаранившего маршрутку, вследствие чего погибли 12 человек, утверждает, что видел, как его фура несется на микроавтобус, но… не мог повернуть руль Так уж получилось, что удобнее всего добираться до Хмельницкого мне было на маршрутном такси. Хотя после автокатастрофы, которая произошла 17 апреля в 50 километрах от этого города, когда в микроавтобусе погибли 12 человек, ехать было немного страшновато. При входе в маршрутку я спросил молодого водителя, не боится ли он после таких ужасных аварий ездить по этому маршруту. «Так это же с кем-то бывает, а не с нами, — улыбнулся парень.  — Вероятность попасть в автокатастрофу примерно такая же, как выиграть в лотерею огромные деньги». От этих слов стало немного спокойнее. Но всякий раз, когда мимо на огромной скорости пролетал грузовик, я с опаской поглядывал в окно.

«До последнего надеялись, что внутри остался хоть кто-то живой»

Автокатастрофа произошла в минувший вторник примерно в 13. 10 на 202-м километре дороги Стрый-Кировоград-Знаменка. Грузовой автомобиль «Рено-Мидлум» на большой скорости неожиданно выехал на встречную полосу. Водитель микроавтобуса «Форд-Транзит», скорее всего, так и не успел сообразить, что случилось. Огромной силы удар, что называется лоб в лоб, в мгновение ока превратил маршрутку в груду металлолома. Никому из тех, кто находился внутри, выжить не удалось. Одиннадцать из двенадцати человек погибли фактически мгновенно.

Смятый в гармошку «Форд-Транзит», как ни странно, не откинуло далеко в сторону. Искореженный микроавтобус так и остался стоять на обочине. У перегородившего всю проезжую часть грузовика оторвалась кабина, откуда с трудом выполз окровавленный человек — водитель «Рено». Водители проезжавших мимо автомобилей видели, что молодой парень был в сильном шоке. Он понимал, что случилось непоправимое. Его буквально трясло. Взобравшись на холм возле дороги, он даже не пытался проверить, остался ли, кроме него, кто-нибудь в живых после столкновения его фуры с микроавтобусом.

Сотрудников ГАИ на место катастрофы вызвали двое парней, которые ехали на «Шкоде» следом за грузовиком. Вылетевший после столкновения из кузова «Рено» какой-то металлический предмет разбил лобовое стекло их легковой машины. Водитель «Шкоды» с большим трудом успел вывернуть руль и объехать фуру, неожиданно перегородившую дорогу. Если бы не среагировал быстро, то жертв было бы больше.

- Мы с коллегой в тот день не дежурили, а выполняли обычный рейд, — рассказывает сотрудник Волочиского райотдела МЧС в Хмельницкой области Александр Штанькевич.  — Когда подъехали к автозаправочной станции, увидели бегущего нам навстречу незнакомого мужчину. «Вы из МЧС? — спросил он.  — Там такая авария! Едьте быстрее туда. Наверняка понадобится ваша помощь».

- Авария произошла примерно в полутора километрах от автозаправки, — вспоминает коллега Александра Назар Заболотный.  — На место мы прибыли очень быстро.

- Картина, которую вы увидели, была не для слабонервных.

- Да. Хотя вообще-то мы проходим специальные психологические тренинги, нас учат не бояться трупов, с которыми время от времени приходится сталкиваться по работе.

- Когда мы подъехали к месту автокатастрофы, там уже работали инспекторы ГАИ, — продолжает Александр Штанькевич.  — Вместе с сотрудниками Госавтоинспекции мы вытащили из маршрутки женщину. Она была еще жива. Без сознания, конечно. Но пульс у нее был. То, что эта женщина подавала признаки жизни, вселяло надежду, что еще кто-то остался жив…

- Эта женщина сидела на самом последнем сиденье микроавтобуса, — вспоминает Назар Заболотный.  — После удара ее буквально выбросило в заднее стекло, и тело наполовину свешивалось на улицу из машины. Она единственная была в крови. И со шторки, которая закрывала окно возле этой женщины, кровь капала на пол микроавтобуса крупными каплями. Все остальные пассажиры маршрутки не были окровавленными.

Одна из погибших была беременна

- Пассажирку, которая еще подавала признаки жизни, на «скорой помощи» вместе с водителем грузовика отправили в Волочискую районную больницу, — рассказывает начальник Волочиского районного отдела МЧС в Хмельницкой области Виталий Грабовский.  — К сожалению, по дороге в больницу женщина, не приходя в сознание, скончалась.

Мы тогда еще не знали, сколько человек находится внутри микроавтобуса. Здесь же неподалеку стояла точно такая же машина — «Форд-Транзит». Оказалось, что в ней из Хмельницкого в Ковель ехали люди, которые отоваривались на местном рынке. Они и рассказали, что в искореженной маршрутке были их земляки и коллеги по ковельскому рынку. Эти два микроавтобуса ехали вместе на расстоянии примерно пятидесяти метров. Выехавшая на встречную полосу фура буквально вклинилась между ними и протаранила микроавтобус, следовавший вторым.

На мой вопрос, сколько же там могло находиться людей, ковельчане ответили: «Много». Уже потом мы узнали, что в микроавтобусе, предназначенном для перевозки восьми пассажиров, ехали одиннадцать человек и водитель.

К тому времени на место трагедии подоспел караул Волочиского райотдела МЧС. Четверо человек примерно за сорок пять минут извлекли из маршрутки одиннадцать тел.

- Когда мы вытаскивали одно за другим безжизненные тела, даже не думали, что достаем трупы, — рассказывает начальник караула Виталий Дидович.  — Мы выполняли обычные спасательные работы. До последнего момента надеялись, что внутри кто-то остался жив.

- Помню, как к этой маршрутке подбежала женщина из микроавтобуса, которому удалось избежать столкновения, — вспоминает старший сержант Волочиского райотдела МЧС Валентин Ивасечко.  — Она только заглянула внутрь, увидела среди покойников свою подругу, выкрикнула ее имя: «Галя!» — и запричитала: «Господи, да там же все мертвые!»

Салона маршрутки больше не было. Ни одно из сидений не осталось на своем месте. Железо и человеческие тела превратились в одну жуткую массу.

- Тела сплелись в один большой клубок, — рассказывает Виталий Дидович.  — Рука одной женщины, нога другой, голова третьей… И почти совсем не было крови. У водителя оторвана ступня, у многих женщин конечности держались на лоскутке кожи.

Вытаскивая мертвых, спасатели сами подвергались большому риску. Ведь и грузовик, и микроавтобус в любой момент могли воспламениться.

- Когда мы подошли к опрокинутой кабине фуры, услышали характерный треск электропроводки, — вспоминает Виталий Дидович.  — Если бы заискрило, то пожара было бы не избежать. Поэтому первым делом мы отсоединили провода от аккумулятора грузовика.

Пассажир микроавтобуса, которому удалось избежать столкновения, неожиданно скомандовал: «Тут все равно уже никому не поможешь. У нас нет времени, мы поехали дальше» — и маршрутка с земляками погибших отправилась в Ковель.

- В этот момент словно наваждение какое-то произошло, — вспоминает Виталий Грабовский.  — Все тела погибших мы сложили на склоне холма возле дороги. Накрыли их одеялами. Вдруг у всех покойников, как по команде, зазвонили мобильные телефоны. Наверное, их родственники что-то почувствовали…

Первые родственники погибших начали приезжать из Ковеля в Волочиск тем же вечером.

- В основном это были мужья погибших женщин, — рассказывает заместитель начальника Волочиского районного отдела МЧС Петр Сурич.  — У многих из них остались несовершеннолетние дети. На мужчин было больно смотреть. Они плакали и почти не общались между собой. Лишь двое отважились посмотреть на искореженный микроавтобус.

Почти у каждой женщины остались несовершеннолетние дети. А у 45-летнего водителя маршрутки детей аж семеро! Ни один из них еще не достиг совершеннолетия. В общей сложности в один миг без кормильцев и кормилиц (все женщины трудились на ковельском рынке) остались девятнадцать детей. Самой младшей из погибших пассажирок две недели назад исполнилось тридцать лет. Еще одна пассажирка микроавтобуса на следующий день собиралась отметить тридцать первую годовщину своего рождения. Самой старшей была шестидесятилетняя Нина Андреевна из Ковеля. А одна молодая женщина ждала своего первенца, который должен был появиться на свет через три месяца. Так что с уверенностью можно сказать, что погибших было не двенадцать, а тринадцать человек. Тринадцать человек погибли в 13. 10. Правда, это, пожалуй, единственная мистическая деталь в этой трагедии.

Местные жители уверяют, что отрезок дороги между Хмельницким и Волочиском — самый обычный. Он не проходит ни через одно кладбище, никаких страшных историй или легенд вокруг этой местности не ходит. Только вот по дороге из Хмельницкого в Волочиск — а это 50 километров пути  — я насчитал вдоль трассы тридцать венков и памятников погибшим в авариях. Получается, по одному венку на каждые полтора километра.

Инспекторам ГАИ и следствию еще предстоит выяснить, что послужило причиной такой страшной автокатастрофы. Несколько раз на легковом автомобиле МЧС мы проехали возле места трагедии. Видимость в обоих направлениях хорошая. Дорога, правда, немного узковата для оживленного движения. Когда на огромной скорости мимо пролетел очередной грузовик, наши «Жигули» чуть ли не подпрыгнули на месте.

До следующего утра участок дороги, где произошла трагедия, был перекрыт. Некоторое время фура, ставшая виновницей автокатастрофы, так и стояла поперек трассы.

Виновника автокатастрофы могут посадить на 12 лет

Водитель грузовика «Рено», 33-летний житель села Якимовка Винницкой области, вез из Тернополя садовые опрыскиватели. По одной из версий, он заснул за рулем. Но, согласитесь, что сон за рулем в час дня, после всего шестидесяти километров пройденного пути, маловероятен.

Водителя фуры доставили в Волочискую районную больницу с травмами средней тяжести. 33-летний мужчина находится в подавленном состоянии. Он пережил настоящий шок, осознав, что по его вине погибло столько людей. От пережитого первое время он даже не мог говорить. Угрозы его жизни, как утверждают врачи, в настоящее время нет. Тем не менее, опасаясь, что водитель может наложить на себя руки либо стать жертвой самосуда со стороны родственников, его круглосуточно охраняют милиционеры.

К водителю никого не пускают. Исключение сделали лишь для жены. Как она рассказала сотрудникам правоохранительных органов, муж утверждает, что за рулем он не спал.

- Муж видел, что его фура несется прямо на маршрутку, но не мог вывернуть руль! — говорит жена водителя фуры.  — Наверняка там какая-то неисправность в машине.

Прокуратура Хмельницкой области возбудила уголовное дело. На месте работают эксперты, которые должны выяснить, был ли неисправным автомобиль или водитель все же заснул за рулем. А может быть, причина аварии кроется в чем-то другом. Но отвечать перед законом водителю грузовика, скорее всего, все же придется, независимо от того, к какому выводу придут эксперты. Пока же известно, что на месте аварии не обнаружили следов торможения фуры. Если вина водителя будет доказана, ему грозит лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет.

P. S. Автор выражает благодарность УМЧС в Хмельницкой области за помощь, оказанную при подготовке этого материала.