Происшествия

«цепляюсь за ледоруб ногой и, повиснув вниз головой, отдыхаю на вертикальных ледовых карнизах! « -

0:00 — 4 мая 2007 eye 346

говорит единственный украинский ледолаз-профессионал, четырехкратный чемпион мира и абсолютный обладатель Кубка планеты одессит Евгений Кривошейцев

В чемпионате мира по ледолазанию, который завершился в Швейцарии, участвовали лучшие спортсмены из России, Австрии, Франции, Болгарии, Кореи, Японии, Южной и Северной Америки, Голландии, Швейцарии, Германии… Всего из 95 стран! Победу одержала Украина — страна, в которой практически ничего не знают об этом экстремальном виде спорта. Вместе с наградой престижных состязаний, проводимых раз в два года, нашему земляку также вручен «Кубок мира-2007», который оспаривали опытнейшие ледолазы нашей планеты.

«Поначалу соревнования проводились на замерзших водопадах»

- Нынешний сезон — самый напряженный и успешный в моей спортивной жизни, — говорит 37-летний мастер спорта международного класса Евгений Кривошейцев, с которым я встретился в альпинистском клубе «Одесса».  — Заключительный, третий этап Кубка мира прошел в швейцарском городке Саас-Фи. Это уникальное, сказочное место. Из транспорта — исключительно электрокары, воздух — чистейший! За состязаниями экстремалов наблюдали тысячи зрителей.

- Что представляет собой помещение, где проводились соревнования?

- Это… гараж — многоярусный, двенадцатиэтажный! Правда, на время соревнований машинам въезд туда запрещен. Сооружение пристроено к 35-метровой скале. Летом по скале бежит вода. Зимой она замерзает, образуя причудливые ледопады, ледовые карнизы. Там всегда очень холодно, температура ниже, чем на улице, опускается до минус пятнадцати! В придачу еще и сыро. Потому для многочисленной публики организаторы посыпают пол опилками, чтобы ноги не примерзали. В центре импровизированного зала горит огромный костер. А всех желающих угощают бесплатными глинтвейном и чаем.

- Когда появился такой вид спорта — ледолазание?

- В 70-х годах прошлого века в Западной Европе. Основоположниками «лазания по замерзшей воде» стали всемирно известные альпинисты-гиды Франсуа Дамилано, Годфруа Перру, Кристофер Мулен, Жан-Кристоф Лафай и другие. Позднее ледовый экстрим, берущий начало от скалолазания — «младшего брата» альпинизма, стал самостоятельным видом спорта. Изначально соревнования по ледолазанию проводились только на замерзших водопадах. Позднее спортивные трассы стали прокладывать на специальных сооружениях. Состязания включают три вида программы. Ледолазу нужно преодолеть несколько технически трудных участков — как можно быстрее и с минимальным количеством попыток. Затем соревнуются на скорость прохождения трассы. А также на сложность — место спортсмена определяется достигнутой им высотой (если трасса горизонтальная, то длиной пройденного участка).

- Что собой представляет трасса?

- Ледовая трасса делится поперечными голубыми линиями на зоны, чтобы удобно было фиксировать прохождение спортсменом определенного участка. Кстати, по правилам, если участник сорвался, но таки сумел остановить падение самостоятельно, без страховочных средств, то он может продолжить соревнование.

Есть и еще одна любопытная деталь: до выхода на старт спортсмены не знают, какая будет трасса — рисунок на нее наносится буквально за час до начала состязаний. Таким образом, все ледолазы ставятся в равные условия.

- Каким образом создают искусственную «сосульку»?

- Для этого приспосабливают мачты, вышки, башни. На верхушке устанавливается шланг, льющий вниз воду. При минусовых температурах через неделю огромная сосулька — своеобразный тренировочный полигон — готова. Красками наносят границы «коридора», по которому можно взбираться. Сантиметр влево, вправо — и ты снят с дистанции. Аналогичная «кара» ждет того, кто уронит вниз перчатку, каску, ледоруб — любую вещь. Чтобы удержаться на трассе, спортсменам, подобно акробатам и гимнастам, приходится выполнять суперсложные трюки — прыжки, повисание на одной руке… Случается, вбив ледоруб (специальный молоток.  — Авт. ), цепляешься за него ногой и, перевернувшись, отдыхаешь вниз головой на вертикальных ледовых карнизах!

«80 процентов спортсменов до финиша не доходят — срываются… »

- Настоящий ледолаз использует любую возможность попрактиковаться, — продолжает Евгений.  — Мне рассказывали, как ребята лазили по стене многоэтажки: на чердаке дома прорвало трубу, в результате чего одна из наружных стен покрылась ледяной коркой.

- Словом, сплошной экстрим!

- С ледолазами нередко происходят несчастные случаи: от летящего куска льда или удара о трассу никто не застрахован. Особенно сложно пройти комбинированную трассу — ледовую поверхность вперемешку со скалами. Бывает, от предельного напряжения даже классные мастера теряют контроль над собой. Например, на предыдущих соревнованиях, когда судьи остановили за нарушение на трассе представителя английской команды, он, повиснув на веревке, швырнул не глядя ледоруб вниз. И угодил прямо… в голову судье. Хорошо, что задело по касательной. Арбитра госпитализировали, а спортсмена дисквалифицировали на два года.

- И тяжелый был ледоруб?

- Да уж, увесистый, особенно когда летит с 30-метровый высоты… Хотя в сравнении с ледорубами, используемыми альпинистами, наши полегче. Но стоят они недешево — 300 долларов. Помимо этого ледолазам требуется специальная обувь — 50 долларов, обвязка — 30, каска — 40, «кошки» (спецприспособления, надеваемые на обувь.  — Авт. ) — 60 «зеленых»… Иногда спортсмены надевают очки, но я противник этого — ограничивается обзор. А вот без каски и перчаток выступать просто невозможно.

- Как вы стали ледолазом?

- Я увлекся альпинизмом еще 15-летним пацаном, когда учился на втором курсе Одесского среднего мореходного училища технического флота. Там познакомился с ребятами, посещавшими альпклуб «Одесса». Попробовал и настолько увлекся, что, даже вернувшись из армии после окончания мореходки, не пошел «по морям, по волнам», а упорно «лез вверх».

А вот скалолазанием занялся под влиянием документального фильма «Жизнь в кончиках пальцев» о французе Патрике Эдленже. Для меня он был человеком-легендой, а сейчас я знаком с Патриком лично, он мой хороший друг.

- Как удалось победить признанных мастеров, имея не очень большой опыт ледолазания?

- Не такой уж он и маленький. За спиной более 900 стартов на самых различных состязаниях. По знаку зодиака я — Лев, поэтому, несмотря на трудности, всегда борюсь до конца.

На прошлогоднем чемпионате в Австрии на 29-метровую ледовую башню я взобрался за 25 секунд! Разумеется, без ай-фи-фи — специальных ледовых крючьев, которые крепятся к обуви, — это было бы невозможно. Впиваясь в лед под весом тела, они дают возможность повисать на вертикалях и быстро лезть. Скорость развивается бешеная! Однако 80 процентов спортсменов до финиша не доходят — срываются…

Ледолазание на скорость — очень зрелищно, но и весьма опасно. Многие сами себе наносят травмы ай-фи-фи, острые «бритвы» которых, легко прорезая лед, втыкаются в руки, ноги. Приходится быть крайне осторожным, но, когда спешишь, о безопасности не думаешь… Выступая первый раз, я тоже нанес себе травму. Почувствовал, что поранился уже после соревнований — на морозе сразу боль не ощутил.

«Когда на тебя смотрят тысячи людей, о страхе не думаешь»

- Перед стартом стараетесь успокоиться или, напротив, «спортивная злость» помогает побеждать?

- Настраиваюсь на борьбу с трассой, а не с соперниками. Для меня очень сложно быть агрессивным — по натуре я добрый человек, да еще и вегетарианец. Уже больше десяти лет. А ведь доказано, что люди, которые употребляют в пищу мясо, в большинстве своем агрессивнее вегетарианцев.

- Сознайтесь, страшно бывает?

- Страх есть, но его не чувствуешь, когда на тебя смотрят тысячи зрителей. Во время тренировок на скалах или трассе никто не забывает фиксировать страховку. На соревнованиях же некоторые так увлекаются, что могут без страховки лезть вверх до тех пор, пока судья их не остановит!

Однако самым большим достижением в жизни я считаю не спортивные победы, а десятилетие совместной жизни с моей любимой женщиной Татьяной.

- Трудно представить, как супруга может мириться с таким экстремальным увлечением мужа…

- Не только мирится, но и помогает!

- Мы познакомились с Женей в альпклубе, — улыбается жена спортсмена Татьяна Нилова.  — Меня привела туда сестра — кандидат в мастера спорта по скалолазанию… Сейчас я у Жени и массажистка, и ведущий по трассе (для ледолаза очень важно знать, сколько времени остается в запасе: нужно ускорить «бег» или можно передохнуть.  — Авт. ), и видеооператор, и фотограф…

- Евгений, чего хотелось бы еще достичь в спорте?

- Хочу пройти один из самых сложных маршрутов — 9 А. Выиграть еще несколько раз чемпионат мира по ледолазанию и Кубок мира по скалолазанию на трудность. А поскольку сейчас ставится вопрос о возможности включения этого вида в программу зимних Олимпийских игр, то мечтаю о создании Украинского национального комитета по ледолазанию.