Происшествия

Севастопольский художник дмитрий кравцов: «как-то на выставку моих работ пришла группа слепых. Один из них сказал мне: «такой красоты я еще ни разу… Не видел! »

0:00 — 12 мая 2007 eye 1779

Автор оригинальных произведений удостоен звания «Лучший художник-фантаст Украины-2007»

Работы 37-летнего севастопольского художника Дмитрия Кравцова есть в частных коллекциях актеров Николая Караченцова, Александра Ширвиндта и Михаила Пуговкина, писателя-фантаста Гарри Гаррисона, Президента Украины Виктора Ющенко, певицы Русланы Лыжичко… Большим поклонником творчества Дмитрия был также известный украинский коллекционер антиквариата ныне покойный Сергей Платонов. Тот самый, который предоставлял Катерине Ющенко украшения периода античной культуры для участия в инаугурации Президента.

Одно из самых больших собраний картин и артобъектов художника (так Дмитрий называет свои фэнтези-статуэтки) принадлежит учредителю выставочной компании «Мэдвин», дочери легендарного конструктора двигателей Александра Ивченко Наталье Ивченко. Эта коллекция экспонировалась на второй весенней книжной ярмарке и четвертой международной ассамблее фантастики «Портал», которые проходили в Национальном университете физкультуры.

«Деньги — это единица восхищения»

Главные герои полотен Дмитрия Кравцова — мечтатели. К примеру, картина «На белом коне»: замечтавшийся приземистый мужичонка в семейных трусах и майке, с сигаретой в зубах мчится на белом коне. Точнее, не на коне, а палке, завершающейся лошадиной головой с грустными-грустными глазами. Так выглядит мечта-иллюзия.

А вот еще одно изображение «иллюзии» — картина «Другие берега». Два морячка на чужбине, где работают, за рюмкой водки и заморской закуской в виде банана, мечтательно рассуждают о жизни, о которой обычно говорят: «Хорошо там, где нас нет». Над собеседниками в воздухе пролетают… рыбы.

От артобъектов, которые сделаны из дерева, пластика, железа и еще много чего, тоже глаз не отвести. Вот божья коровка, которая называется «Божемойкоровка». И это действительно коровка «Боже мой!» С «дурковатой» улыбкой, шестью ногами в стильных башмаках и звездами вместо пятнышек на спине — та еще «фифа»!

- И сколько стоят ваши штучки, Дмитрий?

- От тысячи долларов, — говорит Дмитрий Кравцов.  — Но деньги — не главное. Один мой знакомый говорит: «Деньги — это единица восхищения». Признание для художника дороже. Дома у меня сейчас нет ни одной работы, только незаконченные. Самая же интересная и приятная продажа случилась лет десять назад. Как-то выставил картины на набережной. Подошел дед и застыл перед одной. Спросил, сколько стоит. Цена была названа в условных единицах. Он, видно, не понял. Достал гривни. «Знаете, я никогда в жизни не покупал картин, — признался.  — А мимо этой не могу пройти. В ней столько света и солнца! Повешу у себя в комнате, она у меня выходит на северную сторону». Я отдал картину намного дешевле, чем планировал, и не пожалел об этом ни на минуту! Это была лучшая продажа в моей жизни!

- Откуда берете сюжеты?

- Идеи по-разному приходят. Многие детали я нахожу на блошиных рынках: старые ключи, вилки — все идет в работу. Недавно купил интересную вещицу — формочку для изготовления печенья, еще довоенную, немецкую. Видно, какой-то солдат привез трофей в подарок маме или жене. Она буквально «отполирована» песочным тестом. Наверняка немецкая хозяйка ею пользовалась постоянно. А потом формочка покрылась патиной — судя по всему, оказалась невостребованной.

- Уже знаете, как ее приспособите?

- Может, приспособлю, а может, просто кому-то подарю эту вещицу «с историей», потому что уверен: все самое лучшее достается нам бесплатно. Например, жизнь (улыбается). Бывает ведь, что мы покупаем дорогую вещь, а потом охладеваем к ней почему-то. А есть вещи недорогие, но они очень нам дороги.

- Для многих ваше отношение к деньгам покажется странным…

- Деньги — вообще странная вещь. Для меня это — материал, такой же, как холсты и краски. Как-то в Севастополе проходил вернисаж. Я выставил свои две картины и указал очень высокую цену, чтобы ими могли любоваться, но никто бы не купил. Сам уехал в отпуск. Возвращаюсь и узнаю: картины проданы. И такое чувство досады меня охватило, вам не передать!

- Так может рассуждать разве что миллионер!

- Мне хватает на жизнь. В быту я неприхотлив. Люблю простую еду. У меня нет собственной машины, но она мне не очень-то и нужна.

- Как вы отдыхаете?

- В мастерской. Мой отдых — моя работа, которая мне по душе.

- А путешествия?

- Мои картины и «объекты» путешествуют гораздо больше, чем я. А я не очень люблю ездить. Лучшее место для меня — Севастополь, где мастерская и семья — жена Катя (Екатерина Кольченко тоже художник.  — Авт. ) и 16-летняя дочь Даша.

«Мои работы нельзя ставить за стекло»

- Мистические истории с вашими работами случались?

- Ну, например, я придумал героя Ивана Толбухина. А спустя несколько лет познакомился с коллекционером Сергеем Платоновым и понял: он ведь очень похож на моего Толбухина. Сам Платонов, наверное, тоже это ощущал, так как очень любил картины, где был изображен Толбухин. У меня была картина «Иван Толбухин провожает себя в дорогу»: сидит герой, перед ним бутылка портвейна. Платонов как-то увидел ее у меня и стал настаивать: «Продай!» Я не очень хотел, если честно. Мне она нравилась. Но Платонов был неумолим, мы даже чуть не рассорились… Потом я понял, почему Платонов так хотел иметь картину у себя. У него были серьезные проблемы со здоровьем: чувствовал, что скоро уйдет. Видимо, Толбухина, провожающего себя в дорогу, он ассоциировал с собой…

Разговаривая, мы идем по галерее. И вдруг с одного из стеллажей срывается огромная стеклянная дверца, падает прямо между нами и рассыпается на осколки. Несколько минут мы пребывали в шоке.

- Вы хотели мистики? — улыбается художник.  — Это вещи протестуют. Их нельзя ставить под стекло. Они хотят жить на свободе. Их можно трогать, щупать… Однажды на одну из моих выставок пришла группа слепых. Они каждую вещицу брали в руки и безошибочно комментировали: «Это гвоздик, а это пуговка». А один из незрячих гостей и вовсе сказал: «Такой красоты я еще ни разу… не видел!»

P. S. 17 мая в киевской галерее «Парсуна» откроется персональная выставка работ Дмитрия Кравцова «BEZBRAZ и Я».