В Украине появилась новая форма мошенничества: фирма берет деньги за ремонтные работы и, не выполнив заказ, исчезает, сменив свой адрес и руководство
Весна и лето — сезон, когда у фирм и частных лиц, занимающихся ремонтом, нет отбоя от клиентов. Правда, не все они предоставляют качественные услуги. Довольно типичную историю рассказала корреспонденту «ФАКТОВ» наша читательница Елена Волкова.
- Купленная квартира была в довольно ветхом состоянии, — рассказывает Елена. — И поэтому я решила не ограничиваться косметическим ремонтом.
После моего звонка по номеру в газете пришел вежливый молодой человек, представившийся директором фирмы. Мы обсудили объем работ и цены. Надо сказать, что директор весьма охотно шел мне навстречу, соглашался на значительные скидки. Выяснив условия, подписали договор, в приложении к которому значился весь перечень работ и их стоимость. В общей сложности ремонт должен был обойтись мне в 12 тысяч 625 гривен.
- Договор подписывали у вас дома?
- Для окончательного оформления документов я ездила в офис фирмы, который размещался в частной квартире. После заключения договора, условия которого меня вполне устраивали, я сделала первый платеж — 5 тысяч гривен.
- Через банк?
- Нет. Я отдала наличные директору фирмы, а он выдал мне квитанцию и сказал, что сам внесет деньги на расчетный счет фирмы. (Это довольно странный документ. Похож на банковскую квитанцию, но данные о получателе указаны весьма отрывочные. Например, есть название фирмы и номер счета, а название банка, в котором этот счет открыт, отсутствует. Нет и фамилии человека, принявшего деньги. — Авт. )
И вскоре ко мне стали приходить мастера. Они довольно быстро демонтировали сантехнику и проводку, оббили плитку и разобрали пол. После этого я заплатила директору фирмы еще 3 тысячи 535 гривен.
Однако с этого момента работа как-то застопорилась. Мастера стали меняться. Многие из тех, кто приходил, не умели работать, зато любили выпить. Мне пришлось со скандалом добиваться, чтобы они сделали хоть что-нибудь.
- Вы жаловались руководству фирмы?
- Жаловалась. На следующий день они присылали новых рабочих, которые были не лучше предыдущих. В результате сегодня, через месяц после того, как ремонт должен быть окончен, в квартире полная разруха. Плитка в ванной уложена неровно и отваливается. Кроме того, выполняя работы, плиточники поцарапали ванну, и теперь ее нужно менять. Водопроводные трубы постоянно текут, заливая соседей. В туалете зачем-то поменяли стояк, хотя я об этом не просила. И в новой трубе постоянно что-то стучит. Это нервирует и меня, и соседей. В комнатах сорван пол. Ни одна электрическая розетка не работает. При этом было испорчено материалов (плитки, цемента, труб и т. д. ) приблизительно на 5 тысяч гривен.
- Что же вы предприняли?
- Естественно, я начала требовать от них, чтобы либо ремонт был закончен, либо мне вернули деньги, включая стоимость материалов. Однако они в ответ составили акт, из которого явствовало, что фирма уже выполнила работ на 10 тысяч 785 гривен. Так что я еще осталась им должна больше 2 тысяч гривен. Причем согласно акту целый ряд услуг стоит больше, чем было определено в договоре. Например, по договору за монтаж электропроводки я должна была заплатить 400 гривен, а по акту — 1 тысячу 200 гривен. Погрузочно-разгрузочные работы вместо 150 гривен стоят 300.
Я обратилась в Городское управление по защите прав потребителей. Там жалобу проверили, пришли к выводу, что фирма нарушила мои права как потребителя, и обязали ее решить проблемы в соответствии с требованиями закона. Однако на фирму это никакого впечатления не произвело.
Тем временем я узнала, что не одна пострадала от деятельности этого предприятия. С другими клиентами меня познакомили мастера, которых фирма обманула, не заплатив за работу. Оказалось, что собственного персонала предприятие не имеет, а просто дает объявления в газетах о том, что требуются рабочие строительных специальностей. А когда звонят люди, фирма, не проверяя уровень квалификации мастеров, направляет их к клиентам и обещает расплатиться позднее. Но впоследствии денег не дает.
Объединившись с другими обманутыми клиентами, я пригрозила фирме судом. Однако их юрист сказал мне, что я могу судиться сколько угодно и даже выиграть процесс, однако все равно ничего не получу, так как на счете предприятия нет ни копейки. Те деньги, которые они берут с клиентов, в банк не попадают.
А через несколько дней, придя в офис фирмы, я ее не обнаружила. Они съехали, не оставив никаких сведений о новом месте пребывания. Однако я все же их разыскала. Офис снова находится в частной квартире. Сменился и директор фирмы. Новый руководитель утверждает, что ни сном ни духом не ведает о проделках своих предшественников. Я же вместо того, чтобы уже полтора месяца жить в отремонтированной квартире, прозябаю в полной разрухе, не имея возможности даже принять душ.
Прокомментировать ситуацию и рассказать читателям, как можно избежать подобных неприятностей, мы попросили заместителя директора департамента — начальника отдела потребительской политики Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Сергея Литвиненко:
- Закон «О защите прав потребителей» гласит, что в случае обнаружения недостатков в выполненной работе потребитель может требовать от исполнителя по своему усмотрению: бесплатного устранения недостатков; снижения цены выполненной работы; возмещения ущерба с устранением недостатков своими силами или с привлечением третьего лица.
- Как реагировать, если после выполнения работ исполнитель вдруг ставит заказчика перед фактом, что на самом деле услуги стоили дороже, чем было обозначено в договоре, или объявляет, что выполнил дополнительную работу?
- К сожалению, цены на месте не стоят, требуют пересмотра. В этом случае исполнитель должен немедленно согласовать новую стоимость работы. Если это не было сделано, услуга оплачивается по первоначальному договору. Например, фирма взялась уложить напольное покрытие. Но, сняв старый пол, рабочие обнаружили, что стяжку нужно менять. Руководство фирмы должно получить разрешение заказчика. Лучше, если оно будет письменным. В противном случае заказчик вправе работы не оплачивать.
- А если спора о цене услуг нет, но есть претензии к качеству?
- По завершении ремонта стороны должны подписать акт выполненных работ. Если заказчик имеет претензии к качеству, в этом документе указывается срок устранения недостатков. Если же в указанный срок существенные недостатки исправлены не будут, то потребитель имеет право либо расторгнуть договор и требовать от исполнителя возмещения убытков, либо поручить устранение недостатков другой фирме. Ее работу и новые материалы оплачивает первая фирма.
- Предположим, фирма считает, что ремонт сделан качественно.
- В этом случае она должна в двухнедельный срок организовать независимую экспертизу, которая установит, насколько работа соответствует Государственным строительным нормам и правилам. Экспертиза проводится за счет исполнителя. И если выяснится, что работы сделаны в соответствии с этими нормами, то заказчик должен их оплатить. Если же у заказчика есть не предусмотренные правилами требования, то они должны быть зафиксированы в договоре.
- Какова ответственность фирмы за срыв сроков?
- По закону исполнитель обязан выплачивать потребителю неустойку в размере 3 процента от стоимости работы или услуги за каждый день просрочки. Правда, максимальная сумма пени не может превышать общую стоимость заказа. При этом исполнитель не освобождается от выполнения всех своих обязательств по договору.
- В истории нашей читательницы есть почти все возможные нарушения: сроки пропущены, материалы израсходованы, качество неудовлетворительное. При этом фирма отказывается устранять недостатки в своей работе. Как быть?
- В этом случае можно обратиться к другой фирме. А оплатить ее счета должен будет нерадивый исполнитель. Естественно, все внесенные суммы нужно оформлять документально, чтобы иметь возможность потом предъявить документы к оплате.
- Как этого добиться? Фирма полна решимости никаких денег заказчику не возвращать.
- Чаще всего это удается сделать в добровольном порядке. Однако если исполнитель упорствует и не желает выполнять свои обязанности, приходится обращаться в суд. Вероятность положительного исхода дела весьма высока, хотя, конечно, судебный процесс иногда затягивается. Работники местного органа по защите прав потребителей могут оказать юридическую поддержку при составлении искового заявления.
- Но в данном случае юрист фирмы говорит: «Судитесь сколько хотите. На счете фирмы денег нет».
- Юрист, надо полагать, неопытный. Существуют способы создать для такой фирмы множество неприятностей. Суд может наложить арест на ее банковский счет, что полностью блокирует работу предприятия. А тем, как эта фирма берет с заказчиков деньги, не проводя через банк, наверняка заинтересуется налоговая инспекция. И тогда предприятие должно будет еще и заплатить штрафные санкции за неуплату налогов. Кроме того, за налоговые преступления существует уголовная ответственность.
- Судя по всему, выход из подобных передряг, даже если и существует, то требует больших затрат времени и нервов. Какие рекомендации можно дать потребителям для того, чтобы они не попадали в такие ситуации?
- Однозначные советы давать трудно. Вот, например, фирма, о которой рассказала читательница, располагается в частной квартире. Нет закона, который бы это запрещал. Вполне вероятно, что существует множество порядочных и добросовестных фирм, офисы которых размещены в квартирах. Но все же потребителю стоит иметь в виду, что выехать из такого офиса можно за один день. И прежде чем заключать с подобной фирмой договор, нужно к ней внимательнее присмотреться. Например, узнать ее юридический адрес.
Кстати, в соответствии с правилами бытового обслуживания населения, на каждом предприятии, оказывающем услуги, обязательно должен быть уголок потребителя, в котором, кроме Закона «О правах потребителя», размещается свидетельство о регистрации предприятия со всеми его реквизитами.
Опять-таки не будет лишним получить от клиентов положительные оценки о предыдущей деятельности фирмы. Это полной гарантии не дает, но вероятность успешного выполнения заказа увеличивается.
И очень важно, как фирма принимает плату за свои услуги. Все деньги должны переводиться на банковский счет. Либо, если плата все же вносится наличными, потребителю обязаны выдать приходный ордер, который является бухгалтерским документом строгой отчетности. Эта бумага, во-первых, подтверждает, что фирма работает в правовом поле, а во-вторых, при возникновении споров таким документом можно неопровержимо подтвердить финансовые претензии к исполнителю. А всевозможные расписки и квитанции свидетельствуют о том, что фирма работает в «тени» и от нее можно ожидать чего угодно.