Культура и искусство

Писательница татьяна устинова: «у меня самый страшный дом в поселке. Он построен из шлаков паровозных топок еще 60 лет назад»

0:00 — 16 мая 2007 eye 751

Автор популярных детективов презентовала в Киеве новую книгу Российская писательница Татьяна Устинова — частый гость в Киеве. Почти все свои романы (в год выходит по три книги) она старается лично представить украинскому читателю. В этот раз Татьяна привезла «Колодец забытых желаний». Писательница выкроила полчаса из своего плотного графика, чтобы пообщаться с «ФАКТАМИ». Встретились мы в одной из кафешек. Татьяна в обычных джинсах, белой футболке с вышитым стразами красным сердцем на груди разместилась на кожаном диване, подобрав под себя босые ноги. Рядом, возле столика, стояли ее черные кожаные лодочки. Как призналась писательница, с одеждой она особо не мудрит, поскольку при ее комплекции трудно подобрать что-то нормальное. А вот мимо оригинальных украшений пройти не может. Недавно приобрела себе огромные мужские часы и золотое кольцо в виде змеи, обвивающей сразу три пальца.

«В лес на пикник мы всегда брали самовар»

- Татьяна, в одном из романов вы закрутили интригу вокруг родового имения. Правда, что сами живете в большом старинном доме, доставшемся вам по наследству?

- У нас есть загородный дом. Но это — никакое не поместье. 17 соток земли моя бабушка купила сразу после войны, в 1946 году. Когда семья вернулась из эвакуации, оказалось, что московская квартира занята каким-то большим военным чиновником, и съезжать он не собирается. Бабушка с двумя маленькими детьми (моим папой и тетей) оказалась на улице. Они долго жили у родственников, снимали углы… А потом нашли участок в частном секторе.

- Сейчас это уже Москва?

- Почти. Наш дом находится в поселке Кратово, в 27 километрах от мегаполиса.

- Дом строили своими руками?

- Конечно. Денег, чтобы нанять строителей, не было. Главным финансовым спонсором стала тетя, работавшая в аптеке. Экономили на всем. Папа с тетей ездили на железнодорожную станцию, собирали шлак из паровозных топок и тащили его на участок. Из этого шлака клали стены. Кстати, переделывать ничего не пришлось. Дом, хоть и страшный, но крепкий. Он совершенно не похож на современные особняки! Нелепый по планировке — к нему постоянно что-то пристраивалось. По мере увеличения семьи добавлялось количество комнат. Когда вышла замуж я и родила сына, мы с мужем достроили террасу и светелку наверху. Теперь у нас в доме три лестницы, которые ведут в одно и то же место. Никак не могу понять, почему их три!

- Сколько человек в доме живет?

- Родители, я с мужем и двумя сыновьями, моя тетушка… Нас довольно много, но в десяти комнатах нормально помещаемся. У нас очень дружная семья. Бабушка всегда пекла пироги. Без них в лес никогда не выезжали. У нас была такая семейная развлекуха: мы ехали как бы за ягодами. Полчаса дружно собирали землянику, а затем устраивали пикник! Бабушка всегда брала в лес самовар, выкладывала на полянке пироги…

- С чем?

- Начинка самая разная: мясо, рис и лук… Я такие не умею делать. Еще брали ватрушки, плюшки! Можно накрывать столы побогаче, но красивее и вкуснее, чем это делала моя бабушка, не получится.

- У вас сохранился самовар? Сколько ему лет?

- Тульский самовар, сделанный Боташовским товариществом в 1898 году, — наша семейная реликвия.

- Коллекционируете самовары?

- Боже сохрани! Мы не увлекаемся подобной ерундой, просто пьем из него чай. Причем ведрами. (Хохочет. )

«Наина Ельцина испекла съемочной группе торт в благодарность за фильм о ней»

- Татьяна, я знаю, что вы работали в Администрации президента, в пресс-службе… Общались с Борисом Ельциным?

- Я была «человеком с камерой». Сказать сейчас, что Борис Николаевич был моим лучшим другом, знал меня в лицо, и мы с ним любили хлопнуть по стопке ледяной водки, не могу. Это будет неправдой. Но я состояла в его свите, в команде. Да, мы с Борисом Николаевичем здоровались. На меня он никогда не производил впечатления идиота, балаганного шута или урода, как его рисовали в прессе. В моем понимании он был и остался человеком-эпохой, который никогда и ничего не боялся. В первую очередь, ответственности!

- Говорят, он любил в командировках расслабиться и мог изрядно принять на грудь?

- Я почти всегда ездила с ним и НИКОГДА не видела Ельцина пьяным. Слухи о нем очень сильно преувеличены. Впрочем, как и о его семейной жизни. Мне приходилось работать с Наиной Ельциной. Я делала фильм «Трудно быть женой президента». Тогда и поняла, какая прекрасная у них семья. С женой президента оказалось работать очень легко. Я никогда не забуду ее подарок съемочной группе.

- Что же такого она вам преподнесла?

- Огромный торт, вот как этот стол! Представляете, первая леди сама взбивала яйца, возилась на кухне. Мы от нее ничего подобного не ожидали. Устали, как собаки. Это был тяжелый выборный 1996-й год. Доклеили фильм, отвезли ей кассету на просмотр. Думали, будут правки. Ни одного замечания! А на следующий день нам привезли от нее бисквитный торт. Мы его ели, плача от счастья. На вид он был такой корявенький. Но главное, что сделала его она САМА! А не дежурный шеф-повар.

- Как же вас, физика по образованию, занесло в команду президента?

- Сначала я попала на второй канал российского телевидения. Работала редактором на утреннем эфире — выставки цветов, детские рисунки, всякая ерунда… И вот как-то один приятель-режиссер с Шаболовки сказал, что в Останкино народ набирают. Пошла на собеседование, даже не зная зачем. Это была политическая программа «Москва, Кремль». Таким образом я попала, во-первых, в политическое телевидение, во-вторых, в Администрацию президента. Я была коррумпированным чиновничеством! Хотя работала на телевидении и получала телевизионную зарплату, числилась в Администрации президента. В трудовой книжке записано, что я «государственный советник первого класса».

- По этой специальности пошли бы работать при нынешнем президенте?

- Нет, у меня сейчас работа, которую я не променяю ни на что на свете. Это написание книжек. Но если бы не было других вариантов, конечно, пошла.

«Сюжеты к своим книгам придумываю за одну секунду»

- Агата Кристи придумывала свои сюжеты во время мытья посуды, а как у вас этот процесс происходит?

- Никак! Я придумываю сюжеты за одну секунду. Гораздо сложнее их записать. Просто смотрю в окно и вижу там что-нибудь… Дерево, например. Думаю: вот главный герой будет такой, а у него собака… Пожалуй, убьют его лучшего друга, и убийцей станет вот этот, который сейчас мусор выносит… А он начнет метаться. По специальности пусть он будет программистом. И готово.

- Работая в Администрации президента, вы много знали. О закулисье кремлевской жизни когда напишете?

- (Расхохоталась. ) Лиль, я никогда не сдаю своих! Хотя про политику пишу! С пристрастием.

- Это уж точно. В книге «Саквояж со светлым будущим» вы «убили» кандидата в президенты Украины…

- Роман был написан в жутком раздражении. Я очень уважительно отношусь к Украине, у меня здесь есть друзья, любимые места… Но когда слышу маразм, который несут российские средства массовой информации, меня ваша ситуация продолжает бесить. Хочется что-то так закрутить! Поэтому «Саквояж… » — стеб от первого и до последнего слова. Просто всплеск эмоций.

- Сыновья интересуются вашим творчеством?

- Младшему, Тимофею, всего шесть лет. Он интересуется книгой Николая Носова про Дружка и Мишкину кашу, а также рассказами Виктора Драгунского о Дениске. А старший, Миша, читает все мои книги.

- А сам писать пытается?

- У него к этому нет никаких способностей! Ему не дает покоя слава известного юриста Павла Астахова… Миша очень хочет быть, как он. Причем не успешным адвокатом, а именно «Павлом Астаховым».

- Которого вам приписывали в мужья?

- Кого мне только ни приписывали! И певца Максима Леонидова, и Павла Астахова, и бывшего генерального прокурора России Владимира Устинова… Это еще не все!

- Ваш законный супруг как на это все реагирует?

- Никак! У него есть великолепное качество — чувство юмора. Прочитав в «Комсомольской правде» статью «Тайны развода Татьяны Устиновой», которую сопровождали снимки нашей семьи, где мы с мальчиками сидим в ресторане, а потом все вместе садимся в машину мужа, Женя хохотал. Газета попалась ему в руки, когда он ехал в электричке на работу. В Москву из-за пробок на машине добраться невозможно. Купил на дорожку газету, а там такое! Звонит мне и ржет в покатуху. Слышу, трубку рукой закрывает и говорит шепотом: «Устинова, написали, что мы с тобой развелись».

- А «разбил» семью Павел Астахов, с которым вы вели программу?

- С ним была другая история. В прошлом году я с мужем и детьми поехала отдыхать в нашу любимую Турцию. Как всегда, начала писать новый роман — хорошая погода, замечательная гостиница… Мы с мужем, держась за руки, идем в холле, словно 20 лет назад. Романтика! Вдруг к нам подходит женщина и очень строго спрашивает: «Вы Татьяна Устинова?» Я, приготовившись давать звезду, думая, что сейчас у меня будут просить автограф, говорю: «Да!» Тут она схватила меня за руку и спрашивает: «А где ваш муж Павел Астахов?» Типа, она меня «застукала». Я говорю: «Знаете, Павел Астахов со своей женой Светланой и двумя сыновьями сейчас отдыхают в Арабских Эмиратах. А я со своим мужем Женей и двумя сыновьями здесь. У нас все отлично!» Женщина страшно расстроилась. Даже не нашлась, что ответить.

- На последних страницах презентованного вами романа «Колодец забытых желаний» реклама книг Дарьи Донцовой, Александры Марининой… Вы не конкурируете?

- Ни в коем случае. Я читаю все подряд! Акунина, Маринину, Донцову, Льва Толстого, Гончарова, Бунина, Бродского… Сказать, что Гончаров конкурент Донцовой — бред! Мы не делим аудиторию! Более того, даже дружим. Правда, работу никогда не обсуждаем. Говорим о личной жизни, детях, собаках, планируем отдых. И очень комфортно чувствуем себя вместе. Дашин муж на одном из мероприятий, где мы втроем — малюсенькая Донцова, чуть побольше Маринина и я, слон такой, — забились в угол, чтобы пообщаться, подходит к нам и говорит: «Девочки, я понял теперь, почему вы не ссоритесь. Оказывается, вы все — приличные люди!» (Хохочет. )