Страна проводила в последний путь выдающегося авиаконструктора, возглавлявшего в течение 21 года АНТК имени Антонова, Героя Социалистического Труда и Героя Украины, отца украинских транспортников «Антей», «Руслан» и «Мрія», не дожившего пять дней до своего 76-летия
Принципиальным человеком был Петр Васильевич Балабуев. Никогда не лукавил и ни под кого не подстраивался. Если в Бога не верил, то так и говорил. На мое замечание: «Зачем же обращались к Всевышнему с просьбой послать хорошую погоду в день испытания новой машины?» — отвечал: «А почему вы, когда приспичит, кричите «мама»? Так и я, когда уже не знаю, к кому обращаться, говорю «Господи!»
Может быть, поэтому хоронили бывшего генерального конструктора АНТК имени Антонова без отпевания и чтения Псалтыри. Вместо икон над его изголовьем раскинули крылья два Ан-148 — последнее детище Петра Васильевича, а культовым зданием для церемонии прощания был выбран ангар антоновского комплекса, ведь не зря Петра Балабуева называли богом украинской авиации.
Одним из первых приехал проститься с выдающимся авиаконструктором Леонид Кучма. Он выразил соболезнования вдове Раисе Пафнутьевне, сыну Максиму и дочери Ирине. А затем долго стоял у выхода, общаясь с прибывшими на похороны южмашевцами, запорожанами и харьковчанами.
- На работе Петр Балабуев был жестким, строгим, требовательным руководителем, — сказал «ФАКТАМ» Леонид Кучма. — А в быту — душа-парень. Очень любил свою жену Раю. Они во всем были единомышленниками. Я горжусь тем, что имел возможность с Петром и чарку выпить, и поговорить о сегодняшнем и завтрашнем дне. С такими людьми, как Балабуев, можно горы ворочать. И он действительно их свернул: самолеты Ан-140, 148-й и 70-й были созданы под руководством Петра Васильевича. Жаль, что жизнь распоряжается не так, как нам хотелось бы или как должно быть с пользой для страны.
Вот Юрий Сергеевич (Юрий Алексеев, генеральный директор Национального космического агентства Украины, в прошлом главный инженер, директор «Южмаша». — Авт. ) может рассказать, как он с Петром Васильевичем сотрудничал, шасси делал.
- Петр Васильевич был очень своеобразным человеком, — говорит генеральный директор Национального космического агентства Украины Юрий Алексеев. — Леонид Данилович не рассказал подробностей. Ведь он, когда еще был премьером, начинал с Балабуевым самолет Ан-140 делать, его правительство помогало создавать машину. А когда 140-й практически стал летать, мы, южмашевцы, начали серийно выпускать шасси.
Петр Васильевич попросил нас собраться в Москве, где в то время проходила выставка энергетического оборудования для самолетостроения, и предложил: «Ребята, давайте делать народный самолет! Есть идея создать Ан-148». Так как я был первым по списку, Балабуев обратился ко мне: «Алексеев, твой «Южмаш» будет делать за свои деньги шасси?» То есть речь шла о такой же кооперации, как при создания Ан-140. Мы договорились и сделали все, что Петр Васильевич заложил в документацию. Многие россияне и сейчас удивляются, что у нас такие уникальные титановые шасси.
Леонид Кучма тепло поздоровался и с первым космонавтом независимой Украины Леонидом Каденюком, который рассказал «ФАКТАМ», что как летчик-испытатель летал на самолетах АНТК, в частности, на Ан-24.
- Все мы люди, и все можем ошибаться, — говорит Леонид Каденюк. — Но надо отдать должное Петру Васильевичу: он никогда не увольнял летчиков за их ошибки. Да, наказывал, но с работы не выгонял. Не все руководители поступают так же, как Петр Васильевич.
Я часто проведывал его после операции (через год после ухода на пенсию, в 2006-м, Петр Балабуев перенес серьезную операцию. — Авт. ), чтобы поддержать. Но Петр Васильевич никогда не унывал: «Все прекрасно! Все хорошо!» Он держался из последних сил, чтобы не травмировать своих родных и близких Сегодня мы провожаем в последний путь своего батьку, гениального конструктора и прекрасного организатора.
Петр Балабуев очень уважал труд летчиков. Он считал своими друзьями всех, чья работа была связана с небом, независимо от их должностей и наград. Поэтому гроб с телом Петра Васильевича от цеха до заводской проходной несли летчики-испытатели, среди которых я узнала Героя Украины Александра Галуненко, получившего первое высокое звание независимой Украины за испытания Ан-70.
Траурный митинг состоялся на городском кладбище Берковцы. С речью на нем выступил генеральный конструктор запорожского КБ «Прогресс» Федор Муравченко. Он дружил с Петром Васильевичем еще со времен совместной учебы в Харьковском авиационном институте. Поэтому безо всяких экивоков сказал о том, о чем многие думали в тот момент:
- Откуда у Петра Балабуева взялся такой жесткий характер? Он стал кремнем еще в детстве, когда в 1942 году фашисты почти у него на глазах расстреляли отца и 11-летний мальчишка взял на себя роль старшего в семье, в которой остались две сестры и мать. Отсюда невероятная ответственность Балабуева. И еще со времен учебы в ХАИ, когда мы, студенты, мерзли и голодали. Всю жизнь Петр Васильевич делал все возможное, чтобы этот ужас никогда не повторился. Поэтому на АНТК имени Антонова были лучший соцкультбыт, лучшая медицина, лучшее подсобное хозяйство.
Сегодняшние временщики и не знают, что такое проработать полвека на одном месте. За 50 лет работы на родном заводе Петр Балабуев ничего не украл и ничего не прихватизировал! И не дал это сделать другим. Конечно же, он мешал! Но никого из этих временщиков не придет хоронить столько людей, сколько пришло к Петру Васильевичу.
Мы не сегодня хороним Петра Васильевича. Жизнь ему укоротили еще тогда, когда был подписан приказ об увольнении Балабуева. И тогда его организм дал трещину. Не смогли мы его уберечь.
Слушая выступления коллег-авиаторов, поодаль под пыльным кустом в оцепенении сидел солидный мужчина со Звездой Героя на дорогом костюме и плакал. Левой рукой он высоко поднял мобильный телефон, фиксируя происходящее на камеру, а правой, не стесняясь, вытирал слезы. Это был Игорь Волк, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, испытатель «Бурана». Он прилетел на похороны в составе многочисленной делегации России во главе с зам-председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимиром Дмитриевым.
Когда родные прощались с Петром Васильевичем Балабуевым, над могилой на 200-метровой высоте пролетели Ан-32, Ан-22 «Антей»,
Ан-124 «Руслан», Ан-140 и Ан-74. По традиции они печально покачивали крыльями. В завершение церемонии под марш авиаторов «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» отчеканили шаг солдаты почетного караула.