Руководители милицейских подразделений Житомирщины считают такое поведение депутата грубым давлением, вызванным желанием лично влиять на расстановку милицейских кадров в области
Начальник милиции Житомирской области Владимир Бедриковский обратился в Голосеевский райсуд столицы с иском о защите чести и достоинства к народному депутату Украины, житомирянину Александру Баранивскому. Генерал Бедриковский требует у депутата Верховной Рады и экс-министра аграрной политики опровержения информации, озвученной с парламентской трибуны дважды в течение месяца. После первого «разоблачительного» выступления Баранивского, в котором звучали обвинения в «истреблении руководящих кадров и назначении на должности людей без практического опыта, а часто — с сомнительной репутацией», Министерство внутренних дел проверяло житомирское УМВД — нарушений не обнаружили. После второй, уже откровенно лоббистской речи, состоявшей из одних абстрактных обвинений в злоупотреблениях, не подтвержденных фактами, в Житомир пожаловали сотрудники Департамента внутренней безопасности МВД. Их проверка еще не закончена.
«ФАКТЫ» попытались разобраться, что же стало поводом для выступлений Александра Баранивского в Верховной Раде и на житомирском телевидении, где отчет депутата перед избирателями превратился фактически в обвинительную речь. И посвящена она была «преступным приказам» главного милиционера Житомирской области. Такая настойчивость народного депутата должна иметь какое-то объяснение. Ведь кадровые перестановки в областной милиции начались не при генерале Бедриковском. Например, его предшественник Михаил Климчук, назначенный на должность начальника житомирского УМВД после победы «оранжевой» революции, сменил 20 из 24 начальников горрайотделов и троих заместителей начальника управления, уволил начальника областного ГАИ Анатолия Мельника и других руководителей подразделений. «Политическую целесообразность» таких кадровых перестановок в МВД тогда не скрывали. При этом никого не интересовала оценка профессиональных качеств руководителя.
Владимир Бедриковский пришел руководить милицией области с должности заместителя начальника ГУБОП МВД Украины в феврале прошлого года. Пришел, имея в послужном списке прекрасный опыт раскрытия преступлений и будучи награжденным за это не только в Украине, но и за рубежом. Войдя в курс дела и увидев значительные упущения в управленческой деятельности, он ужесточил требования, в первую очередь, к руководителям подразделений.
Советник начальника житомирского УМВД Николай Ценов не скрывает, что первое время пришлось нелегко: приход нового начальника управления был встречен открытым и скрытым противостоянием. И тем не менее необоснованных увольнений и наказаний не было — в первую очередь из-за того, что учитывались интересы службы.
- Увольняли только тех, кто работать откровенно не мог или не хотел, и наоборот — на свои места вернулись некоторые из уволенных ранее начальников горрайотделов, — утверждает Николай Ценов. — Новые подходы к работе дали результаты. Не выдержали повышенных требований руководства УМВД два заместителя начальника управления, десять из 24 начальников городских и районных отделов милиции. Хочу заметить, что каждое увольнение с должности проходило через МВД, так как эти руководители — номенклатура министерства.
Как можно было терпеть бездеятельность начальника бердичевской милиции, который не только не организовал проверку сомнительного происхождения полумиллиона гривен, задержанных ГАИ, а, наоборот, будучи в отпуске, дал команду отпустить сопровождавших эти деньги людей, даже не установив их личности. Когда начальник УМВД стал выяснять, с чем это связано, начальник горрайотдела полгода прятался в больницах, в том числе психиатрической.
- Замена не справлявшихся со своими обязанностями руководителей дала позитивные результаты: значительно улучшилась раскрываемость преступлений, удалось сбить вал грабежей и убийств, тяжких телесных повреждений, — говорит первый заместитель начальника УМВД Украины в Житомирской области Вадим Лащук. — До прихода Владимира Бедриковского количество грабежей возросло на 100 процентов, а за год с небольшим работы областной милиции под его руководством этот прирост снизился вдвое. Также вдвое меньше, чем при прежнем руководстве, совершено в области и убийств, тяжких телесных повреждений.
Подчиненные Владимира Бедриковского — и те, кто пришел при нем, и доставшиеся «в наследство» — считают, что это неслучайно. Один из заместителей нынешнего начальника УМВД Украины в Житомирской области, начальник штаба Александр Каминный называет своего шефа настоящим генератором идей. Благодаря этому его качеству милиция и отношения с депутатами области наладила (теперь они поддерживают правоохранителей, свидетельством чему является миллион гривен, выделенных облсоветом), и работу по профилактике преступности ведет творчески, и детдома области ощутили заботу. Ежемесячно ребят из того или иного детдома милиционеры привозят в областной центр и водят по музеям, которыми богат Житомир.
А ведь Александр Каминный (кстати, его фамилию Александр Баранивский называл среди людей, на которых, якобы готовя новые увольнения, Владимир Бедриковский «с грубыми нарушениями дисциплинарного устава органов внутренних дел наложил взыскания вплоть до неполного служебного соответствия занимаемой должности») как раз из тех, кто работал на этой должности и при прежнем начальнике УМВД. Он не скрывал своего несогласия с увольнением с должности бывшего первого заместителя начальника управления Бориса Самарского, на место которого новый шеф житомирской милиции назначил Николая Лушпиенко, до этого работав-шего начальником уголовного розыска Киева.
- Самарский — мой друг, и я считал правильным заявить о своем несогласии с его отставкой, — говорит Александр Каминный. — Но прошло время, и я увидел, что пришедший на его место Лушпиенко — настоящий профессионал. Он умеет нажимать на нужные кнопки, чтобы получить результат.
Поговорив еще с тремя руководителями милицейских подразделений Житомирщины, фигурантами «списка Баранивского», я выяснила, что обиженными они себя не считают. Беседовали мы на условиях анонимности, поэтому фамилии их не называю. Один из моих собеседников, по версии народного депутата якобы уволенный из органов внутренних дел, успешно работает начальником милиции крупного района, делает успехи на этом поприще. Другой сетует, что старики-родители, как и многие пожилые люди, не пропускающие трансляции заседаний Верховной Рады, услышав из уст народного депутата, что сын, которым они так гордились, уволен из милиции, заболели. Расстроились и другие родственники, даже из России звонили, спрашивали: мол, что там у вас, в Украине, творится?..
- Откуда у депутата такая информация, могу только догадываться, — говорит Александр Каминный. — Я был в отпуске, потом на больничном — пришлось сделать операцию. Долго отсутствовал на работе, вот кто-то, обеспечивший Баранивского такой недобросовестной информацией, и подумал, наверное, что меня уволили.
Новое начальство, по словам Каминного, научило команду работать на более современном уровне, например, пользоваться таким мощным инструментом, как финансовый мониторинг.
Третий фигурант черного списка, руководитель милиции еще одного района Житомирщины, с удивлением услышал слова Александра Баранивского о том, что решен вопрос о его увольнении.
- Недавно я наконец получил служебную квартиру, — рассказал начальник райотдела. — Поэтому, когда мне предложили перейти на работу в другой район, хотя и более крупный, чем тот, где сейчас работаю, расстроился. Однако когда я рассказал шефу об этих обстоятельствах, он снял вопрос о моем переводе. В тот район, куда меня думали перевести, уже даже назначен новый начальник милиции.
Что же все-таки произошло, почему депутатские обращения и выступления в прессе готовились в такой спешке, что даже проверить факты не сочли необходимым? В управлении столь бесцеремонное вмешательство в кадровую политику житомирской милиции связывают с недавним неожиданным звонком Александра Баранивского Владимиру Бедриковскому. Николай Ценов, который стал свидетелем этого разговора, вспоминает:
- Я как раз был в кабинете у шефа, когда раздался телефонный звонок от депутата. Разговор был недолгим и сводился к тому, что Баранивский громко что-то требовал. Когда Владимир Владимирович положил трубку, он, обычно уравновешенный, был сильно возбужден. Он рассказал, что депутат в безапелляционной форме потребовал отменить все взыскания, наложенные на начальника Управления ГАИ Житомирской области Михаила Грищука. Иначе, мол, последуют санкции.
В нынешнем году Михаилу Грищуку и правда объявили строгий выговор и неполное служебное соответствие. Но ведь и было за что. За четыре месяца текущего года подразделениями ГАИ Житомирской области раскрыты всего 16 преступлений, тогда как такие же подразделения Винницкой, Волынской, Николаевской и Сумской областей раскрыли от 50 до 70 преступлений, а ГАИ одного только Севастополя — 29 преступлений. Ужасающее положение и с аварийностью и смертностью на дорогах. В произошедших в Житомирской области ДТП погибли 88 и ранены 549 человек, что, соответственно, почти на 42 и 98 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, проверка контрольно-ревизионного управления обнаружила безобразное ведение документации в подразделениях ГАИ Житомирской области, что привело, в частности, к нецелевому использованию 28 тысяч гривен.
К сожалению, мне не удалось поговорить с г-ном Грищуком — он оказался в отпуске. Поэтому узнать, в связи с чем начальник областного управления Госавтоинспекции удостоился высокого депутатского покровительства, не получилось. Однако его коллеги считают, что как человек, назначаемый на должность министром внутренних дел, начальник управления ГАИ области имел право и возможность обратиться к министру. Если, конечно, у него были аргументы в свою защиту и он считал наложенные взыскания несправедливыми.
- Меня тоже наказали аналогичным образом, и я пребываю в том же статусе, что и Грищук, то есть назначаюсь министром, — говорит Александр Каминный. — Но я не обращался к нему, потому что считаю свои взыскания заслуженными. Почему не обращался к министру начальник ГАИ, не знаю. Однако я считаю, что народный депутат и в том случае, когда звонил начальнику управления областной милиции с требованием отменить приказы о взыскании, и в том, когда он выступал с трибуны парламента, оказывал грубое давление на правоохранительные органы. И зачем было звонить — ведь, насколько мне известно, Грищука никто не собирался увольнять.
Кстати, просочились слухи, подтвержденные Николаем Ценовым, что, пока начальник областного управления ГАИ отдыхает, его коллеги провели служебное расследование, которое установило: в течение года один из его подчиненных, вешая на служебный автомобиль частные номерные знаки, занимался «хозяйственными делами». Начальник этого почему-то не замечал. Или замечал, но не реагировал? Об этом Михаила Грищука, видимо, спросят, когда он вернется из отпуска. Что связывает проштрафившегося гаишника с народным депутатом, пока остается догадываться. То, что депутат оставляет свою машину во дворе областного ГАИ, когда наезжает в Житомир, и то, что они с Грищуком бывают друг у друга в гостях, посещают вместе сауны, еще не повод для давления на милицию. Тем более что на
г-на Грищука накладывали взыскания и до того, как УМВД области возглавил Владимир Бедриковский. Как оказалось, с 2001 по 2004 год он был наказан, вплоть до понижения в должности и строгого выговора, шесть(!) раз.
В конце апреля, после депутатского выступления, возмутившего руководителей житомирской милиции, состоялось общее собрание руководящего состава УМВД. На нем единогласно постановили следующее: заявления Александра Баранивского о неправомерной кадровой политике Владимира Бедриковского признать не соответствующими действительности и вызванными личными отношениями и желанием непосредственно влиять на расстановку милицейских кадров в области в собственных интересах. По этому поводу областная профсоюзная конференция аттестованных работников милиции приняла обращение к министру внутренних дел.
В чем заключаются эти «собственные интересы» депутата в Житомирской области, знает лишь он сам и узкий круг посвященных. А остальные житомиряне осведомлены только о том, что родственники экс-министра владеют гранитным карьером, а сам он проявляет интерес к фабрике «Трикотажница» и спирт-заводам. Насколько этот интерес законен, не нам судить.
На родине г-на Баранивского в селе Гайки стоит дом, к которому ведет хорошая дорога, обрывающаяся у порога. Другим обитателям села так не повезло — остальные стежки-дорожки в районе так же ухабисты, как и повсюду в Украине. Еще неделю назад дорогу почти до самого дома депутата указывали дорожные знаки, почти как в 1945-м — дорогу на Берлин. Видимо, чтоб народная тропа таки не зарастала и избиратель со своими чаяниями и в темноте нашел своего избранника и защитника. Увы, оказалось, что официального разрешения на установку этих знаков ГАИ (а это входит в ее компетенцию) не выдавала. Может, разрешала устно, но в отсутствие начальника выяснить это не удалось, а поскольку размещение знаков в этом месте способствовало созданию аварийной обстановки, они были демонтированы. После этого областная Госавтоинспекция замерла в ожидании новых разоблачений от депутата. Теперь уже в свой адрес.
Р. S. В минувшую пятницу в Голосеевском райсуде столицы должно было начаться рассмотрение иска Владимира Бедриковского к Александру Баранивскому, но последний на заседание не явился. Повестку отослали по адресу регистрации ответчика, но уведомление о ее вручении суд не получил. Заседание перенесено на 8. 30 25 мая. Господина Баранивского известили об этом телеграммой.