Происшествия

Народный артист украины владимир савельев: «я чуть не умер, когда услышал свою фамилию рядом «в букете» со жванецким и ильченко»

0:00 — 23 мая 2007 eye 1136

В марте известный кинорежиссер отпраздновал свой 70-летний юбилей, а в мае собирается отметить 50-летие творческой деятельности Владимир Савельев снял 20 художественных кино- и телефильмов, среди которых «Капитан Фракасс» с Олегом Меньшиковым, «Изгой» с Иосси Поллаком. Но знаменитым его сделали картина «На-та-ли!» — о легендарной гимнастке, чемпионке Олимпийских игр в Мехико Наталье Кучинской и «Воспоминания» — первый в СССР видеофильм о Владимире Высоцком. В свои 70 кинорежиссер выглядит энергичным, полным жизненных сил молодым человеком.

«Увидев меня сидящим на унитазе с зеркалом в руках, соседка закричала: «Он сошел с ума!»

- Владимир Алексеевич, но собирались-то вы, как мне известно, не в режиссеры!

- Да, собирался в инженеры. На этом настаивал отец. Отсидев 25 лет в ГУЛАГе, он сказал: у простого инженера больше шансов уцелеть. На дворе была эпоха химизации сельского хозяйства, и я поступил в политех. Но ведь это Одесса! А в Одессе  — студенческий театр «Парнас-2», киностудия. Я был везде! Учебу — на второй план, а сам репетирую.

Помню, одному из моих героев, этакому рубахе-парню, надо было смеяться после каждой реплики. У меня не получалось. Режиссер наставлял: «А ты смотри в зеркало и учись». Каждый вечер после занятий в институте я устраивался перед зеркалом и учился хохотать. Поскольку от моего дикого «и-га-га» болела голова у мамы и брата, приходилось переносить уроки смеха в… туалет.

Мы жили в коммуналке, и сложности не заставили себя ждать. Однажды часов в 11 вечера соседка тетя Нюра рванула дверь так, что крючок сорвался. Увидев на унитазе ржущего меня с зеркалом в руках, она закричала: «Он сошел с ума!», побежала в свою комнату и привела своего мужа дядю Жору… с топором. «А ну, выходи!» — прошипел дядя Жора, держа топор в левой руке. Правой у него не было. Страх сковал меня всего, я не мог сдвинуться с места, а когда отпустил через минуту, то я захохотал так, что испугался уже сам себя. Соседей как ветром сдуло…

Понемногу я осваивался на актерском поприще и был замечен. Один из спектаклей, где я пел песню об Одессе, мы показали Аркадию Райкину. Ему спектакль понравился, и несколько человек мэтр пригласил на индивидуальный просмотр: Михаила Жванецкого, Виктора Ильченко, Аллу Шрайман… и меня. Я чуть не умер, услышав свою фамилию в этом «букете»!

- И что дальше?

- До Райкина я не дошел. К просмотру ведь надо было подготовиться. Помогала мне народная артистка Украины Лия Бугова, женщина божественной красоты. Я влюбился с первого взгляда, чем привел в замешательство ее мужа. Чтобы не допускать нежелательного развития событий, он начал в присутствии супруги делать мне замечания, из которых следовал вывод: толку из меня не будет. И вот моя богиня говорит: «Никакой Райкин вам не нужен. Артистом вам не быть. Может, в режиссеры попробуете?»

- И вы…

- Мне надо было получить диплом инженера. Я выучил наизусть все, что написали по моей теме друзья, и преподнес это государственной экзаменационной комиссии как монолог из публицистической пьесы. Тема на то время модная — химизация! Директор какого-то химзавода, присутствовавший на защите, был так тронут моим монологом, что сказал: «Беру его на свой завод!» Но председатель комиссии, зная, какой из меня химик, кинулся на амбразуру: «Да он весь ваш химзавод в театр превратит!» Думали-думали, куда меня девать, и придумали: на Ялтинский завод по производству брома.

- Вас это устроило?

- Конечно! Я же решил поступать во ВГИК и подумал, что открепление на таком заводе мне будет легче получить. Приезжаю в Ялту, знакомлюсь с заводом, а там — женское царство: 200 молодых загорелых красавиц. Я их — в самодеятельность! Руководящий состав понял, что толку от меня на заводе не получит. Потому, узнав от девчат, что я собрался в режиссеры, выдали подъемные, купили билет до Одессы, на руках отнесли меня до порта и с выражением счастья на лицах долго махали вслед уходящему пароходу.

- А открепление? Ведь в советское время не отработать после окончания вуза три года — это криминал!

- Открепления так и не дали. Поэтому плакал мой ВГИК. Однако в Киевский театральный меня взял к себе на курс известный режиссер Виктор Ивченко. А потом случилась «На-та-ли!» — Гран-при в Оберхаузене, Сан-Ремо, первая премия на первом нашем кинофестивале «Молодость»…

«Шампанское для министра культуры Франции Параджанов распорядился внести… в ведрах»

- Не потому ли, что вы были влюблены в Кучинскую?

- Может быть. В Наташу нельзя было не влюбиться. Когда этот полуребенок выходил своей негимнастической, чуть косолапой походкой к снарядам, я просто умирал от восторга.

- Тем не менее вы расстались.

- На Кучинскую обрушилась слава, которая не может не вскружить голову в 17 лет. Заграничные поездки, у ног — в невообразимом количестве мужчины с цветами. В Аргентине толпа раздела ее буквально до трусиков, разобрав все остальное на сувениры. От меня Наташа ждала, видимо, что я буду ей просто служить. До поры до времени так и было. Но я же мужчина, у меня есть свое дело…

Однако вернемся к фильму. Знаете, кто предрек его успех? Сергей Параджанов. И после этого я был допущен на его вечера в квартире на площади Победы.

- Так вам есть что вспомнить!

- Разумеется. У Параджанова ни один вечер не был похож на другой. Помню, например, вечер, когда Сергей Иосифович принимал у себя министра культуры Франции с супругой. Нужно было видеть выражение их лиц, когда наша актриса в гуцульском народном костюме вышла к гостям с коромыслом на плече, а в ведрах — шампанское! Пили его из черпаков. А сосед Параджанова в вышиванке подал на расписанном петриковскими узорами подносе огромного зажаренного гуся, украшенного бумажными розами и разноцветными лентами. В углу на подушке сидел настоящий кобзарь и пел «Думы мои».

- Следующий ваш успех — «Воспоминания», первый в Советском Союзе видеофильм о Высоцком. Вы хорошо знали Владимира Семеновича?

- Я знал его по Одессе, устраивал ему подпольные концерты в Киеве. Поэтому, когда в 1986 году видеообъединению, которое я возглавлял на студии имени Довженко, заказали фильм-концерт, где среди прочих номеров должна была прозвучать песня Высоцкого, я обрадовался. Но сказал главному редактору Госкино СССР Медведеву, что только эта тема меня и интересует: мол, давайте сделаем видеофильм о Высоцком. Медведев был не прочь, но в то время открыто высказывать симпатию опальному барду было опасно. И спросил: «Володя, а ты меня не подставишь? О чем будет фильм?» Я сам еще не знал о чем. Ответил как-то обтекаемо.

Медведев приказ о запуске подписал, и я стал соображать. Владимир Семенович хотел опубликовать свои стихи и мечтал выступить в Политехническом институте. Так не пригласить ли всех, кто там выступал в 60-е, и пусть почитают его стихи? Таким образом, Высоцкий «пророс» бы на поэтическом поле Политехнического.

Ведущим я видел Булата Окуджаву. Должно было получиться очень проникновенно. Но Евтушенко заявил, что будет читать только свои стихи. То же и Вознесенский. Я пытался уговорить их. Но на съемки пришла… одна Белла Ахмадулина. Снял эпизод, где она читает последнее стихотворение Высоцкого, да ведь для фильма этого было мало.

Пришлось искать другой ход: якобы известная певица хочет спеть песни Высоцкого, старается, репетирует, но понимает: эффекта, которого достигал Владимир, ей не добиться. Я пригласил известную певицу Елену Камбурову. Долго извинялся, что хочу использовать ее в такой роли, но она меня поняла с полуслова и внесла в сюжет много своих неожиданных интонаций. Так и родились «Воспоминания».

«Тачаночные налеты» Махно до сих пор изучают на Западе»

- А если говорить о «неопубликованном»? Известен ваш проект картины «Махно» — сценарий есть и даже издан под названием «Анархист». Велись переговоры с Робертом де Ниро, который планировался на роль Нестора Ивановича. Почему же до сих пор нет фильма?

- «Махно» — это мой человеческий долг. Мой двоюродный дед — соратник Нестора Ивановича. Он рассказывал мне об этом человеке. О его военных талантах. Кстати, во многих военных училищах Запада до сих пор изучают «тачаночные налеты» Махно. О его видении будущего Украины. О его отношении к своим «солдатам»: ведь это были мужики, которые по первому слову Нестора Ивановича собирались в войско! Недаром же его называли батькой.

А о том, как Нестор Махно, отдавший в свое время шесть тонн золота, изъятого у врангелевцев при штурме Перекопа, на нужды голодающих детей, умирал в больнице для бедных на окраине Парижа, я узнал в Париже, когда собирал материал к фильму. Я дал клятву деду, что сделаю такую картину. Этому проекту 15 лет. Сначала в Украине не было денег, потом — объективного взгляда на эту историческую фигуру.

То же и с Калнышевским. Новые времена позволили воскресить историческую личность в памяти людей. Воин, политик, он еще в екатерининские времена сделал мощную попытку добыть Украине независимость. Такую мощную, что его испугались, засадили в Соловецкие застенки, где он и закончил свой жизненный путь. Казалось бы, государство должно быть заинтересовано в фильме об этом человеке. Но я пока поддержки не нашел…

- Чем же занимаетесь?

- Пробиваю, как вы говорите, неопубликованное. На Махно немного денег обещают во Франции анархисты. Кое-что наклевывается по Калнышевскому. Пока это не сделано, уйти со сцены не могу.