В Суэцком канале сел на мель контейнеровоз EverGreen водоизмещением более 200 тыс. тонн, который двигался из Красного моря и полностью заблокировал движение в канале.
Сразу сдвинуть с места с помощью восьми буксиров его не удалось, поэтому работы продолжатся в четверг, 25 марта.
В частности, в администрации канала надеются на успешную раскопку бульба судна (выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией), которым оно воткнулось в берег канала.
Тем временем в канале и на подходах к нему в Красном и Средиземном море скопилось более 150 судов — российские, саудовские, оманские и американские нефтяные танкеры. Общая стоимость нефти на их борту оценивается в миллиарды долларов.
Мировой нефтяной рынок уже лихорадит из-за аварии в Суэцком канале. Цена на нефть Brent к вечеру 24 марта повысилась на 5%, а аналитики предупреждают о дополнительной угрозе мировой торговле, и так расстроенной пандемией.
Сверхбольшой контейнеровоз EverGreen (класс Triple E, длина 400 метров, ширина 59 метров, вместительность до 20 тысяч контейнеров) следовал из китайского Шэньчжэня в Роттердам.
Чтобы освободить проход, контейнеровоз придется буксировать, и успешно провести операцию можно только во время прилива. Но даже если судно удастся спустить обратно на воду, его путь до места ремонта займет десятки часов, ведь скорость судна не превысит 2 узла, а полное «расшивание» образовавшейся пробки, по оценке S&P Global, займет до 5 дней.
Кроме того, по данным The Wall Street Journal, если блокировка канала продлится несколько дней, она может привести к росту стоимости фрахта, которая в в последние месяцы и так бьет рекорды — по сравнению с весной 2020 года контейнерные перевозки подорожали в 6,5 раз.
Справочно: через Суэцкий канал проходит около 10% всей мировой морской торговли нефтью. Альтернативный маршрут — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды — на две недели дольше и значительно дороже. В то же время, аналитики The Wall Street Journal считают, что инцидент поможет привлечь внимание к альтернативному пути евроазиатского товарообмена — контролируемому Россией Северному морскому пути.
Канал обеспечивает 7% процентов мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. В 2015 году Египет открыл новый Суэцкий канал, который проходит параллельно со старым судоходным путем, проложенным 145 лет назад. Длина дублера Суэцкого канала составлила 35 километров, а глубина — 24 метра. На его строительство ушло всего 13 месяцев, а затраты составили 8,5 миллиарда долларов.
Фото gcaptain.com