Цена строительства аэродрома в международном аэропорту «Днепр», заявленная компанией «Альтис-Констракшн», была занижена специально, чтобы одержать победу в аукционе и впоследствии увеличить стоимость до уровня ожидаемой стоимости закупки. Об этом пишет издание «Днепр вечерний» в расследовании «Какой счет за аэродром в Днепре выставит государству компания „Альтис-Констракшн“?».
Расследователи издания обратили внимание на то, что «Альтис-Констракшн» не первый раз строит объект с заниженной сметой, а затем получает дополнительное финансирование.
Так, в 2011 году стоимость строительства львовского аэровокзала компанией Александра Глимбовского выросла почти на 1 млрд грн. В 2016—2017 годах «Альтис-Констракшн» получила более 22 млн грн на дополнительные работы в аэропорту «Херсон». А в 2017 году компания получила дополнительно более 510 млн грн на строительство сооружений в аэропорту Запорожья.
«Похоже, что эти истории повторятся и в Днепре. По крайней мере, уже есть все тенденции к умышленному затягиванию сроков строительства, фактическому удорожанию проекта за счет „непредвиденных дополнительных работ“, о которых умышленно умолчали при составлении технического задания строительства», — отмечают расследователи.
Согласно анализу тендерной документации, «Альтис-Констракшн» не хватит по меньшей мере 2 млрд грн на выполнение работ. Сумма дополнительного финансирования, однако, не окончательная, поскольку тендер на 5,7 млрд грн проводился осенью 2020 года без проектной документации. Вместе с тем экспертный анализ проекта определил стоимость работ в аэропорту Днепра в сумму 6,25 млрд грн.
«Министр инфраструктуры Владислав Криклий в стремлении во что бы то ни стало построить аэродром и доказать свою эффективность оказался в репутационной ловушке, устроенной владельцами „Альтис-Констракшн“. Поэтому более 2 млрд грн демпинга на торгах, при условии бездействия заказчика и правоохранительных органов, обязательно вернутся в руки победителя аукциона через систему дополнительных соглашений на проведение новых видов работ», — отмечают расследователи.
Они добавляют, что проведение дополнительных работ вынужденное, ведь техническое задание строительства взлетно-посадочной полосы не соответствует предмету закупки.
«Для устройства ВПП нужны другие марки бетона, а для стабилизации основы нужно выполнить устройство дополнительного слоя щебеночно-песчаной смеси толщиной 1 м! Плюс — три слоя георешетки и слой геотекстиля», — говорится в расследовании.
Расследователи также предполагают, что финансирование дополнительных работ «Альтис-Констракшн» обеспечат тесные связи с Офисом президента Украины.
«Александр Глимбовский рассчитывает закрыть все вопросы через связи своего зятя Андрея Гмырина, который сейчас занимается координацией многих вопросов и не только в строительных проектах на уровне Офиса президента. Замысел отчаянный. Но надо понимать, что реализация этого важного инфраструктурного проекта на Днепропетровщине будет находиться под пристальным вниманием общества и СМИ. И когда многомиллионные дополнительные соглашения начнут высасывать государственный бюджет, вряд ли высокопоставленные чиновники Офиса президента смогут скрыть скандал», — добавляют авторы расследования.
По мнению издания, возможен даже вариант полного срыва строительства этого важного инфраструктурного объекта. А это будет означать разрушение репутации не только министра Криклия, но и президента Владимира Зеленского, который пообещал построить днепрянам новый аэродром в 2019 году.
«Чтобы этого не произошло, следует немедленно перезапустить процесс строительства, определить корректную его стоимость и провести прозрачный и объективный выбор генподрядчика, репутация которого не запятнана демпинговыми скандалами», — говорится в расследовании.