Происшествия

«вот недавно оказались с новорожденным сынишкой в больнице, так молодые мамочки просили меня научить их пеленать деток! « — рассказывает мать троих детей 28-летняя надя ковальчук, потерявшая правую руку и ногу

0:00 — 30 мая 2007 eye 396

Ухаживая за тремя своими малышами-погодками, женщина напрочь забывает об инвалидности … Из чистенькой, свежевыбеленной хаты Ковальчуков доносился жалобный плач ребенка, и провожавшая меня к ним соседка, бабушка Таня, обеспокоилась, не случилось ли чего-нибудь. Вдруг в распахнутой настежь входной двери показался кареглазый мальчонка, горько всхлипывающий и размазывающий слезы по личику. Увидев гостей, он зарыдал еще громче, и старушка тут же бросилась его успокаивать. «Илько провинился и наказан, жалеть его не надо! — остановила сердобольную бабушку спешащая к нам на костылях красивая молодая женщина, мама мальчика.  — Представьте, едва ли не полсела мы с мужем оббегали, прежде чем нашли этого маленького сорванца. А он на велосипеде укатил на другой конец улицы и как ни в чем не бывало беседует с каким-то старичком. Илько — общительный ребенок, а поскольку детей в селе мало, любит посидеть на скамеечке вместе с дедушками и бабушками. Но чтобы он без спроса убежал из дому — такое крайне редко случается. Наверное, заигрался… » Тем временем из другой комнаты донесся звонкий, как колокольчик, детский голосочек. И мама Надя, схватив бутылочку с молоком, поспешила к проснувшейся годовалой Марийке. А вскоре и самый младшенький, Данилка, которому исполнился всего месяц, позвал маму…

«До случившегося со мной несчастья я так мечтала о собственной большой семье!»

- Поверьте, стараюсь справляться со своими обязанностями по дому ничуть не хуже других женщин! — улыбаясь,

28-летняя Надя Ковальчук искренне удивляется моему вопросу, как ей удается все успевать — и одновременно за тремя малышами ухаживать, и стирать, и готовить, и порядок в доме поддерживать.  — Конечно, муж, Сергей, помогает, но у каждого из нас свои обязанности… А правую руку и ногу потеряла в восемнадцать лет. Ехала к родственникам в Крым, и на одной из железнодорожных станций мощным потоком воздуха меня затянуло под двигавшийся поезд. После этого несколько месяцев, полных отчаяния и безысходности, пришлось провести в больнице. Мучили фантомные боли: казалось, что отсутствующие рука и нога никуда не делись, что они на своем месте, двигаются, сгибаются и что даже пальцы шевелятся. Чувствовала себя раздавленной, горестные мысли буквально допекали: кому я, безрукая-безногая, нужна? Но, немного окрепнув, стала присматривать за самой младшей сестренкой, годовалой Танюшей, как только утром все разбегались из дому — кто на работу, кто на учебу. Малышка спасала меня от грустных мыслей, как, впрочем, и остальные братья и сестры. Помню, в детстве, когда родители пропадали на работе — мама трудилась дояркой на колхозной ферме, а отец водил грузовик, — мы со старшим братом Мишей все время нянчились с нашими младшими — Катей, Ваней, Сережей, Таней…

Я очень люблю детей и до случившегося со мной несчастья так мечтала о собственной большой семье! К тому же всегда помнила мамины слова: «Один ребенок — что стебелек в поле: подует ветер — затеряется; если же много братьев и сестер, они всегда поддержат друг дружку в трудную минуту, не дадут упасть».

С Сергеем, некоторое время работавшим электриком в колхозе ее родной Лысогирки, Надя познакомилась еще до случившегося с ней несчастья. Оставшись в детстве круглым сиротой, парень воспитывался в винницких домах-интернатах. Потому приглянувшуюся ему юную красавицу Надюшу пытался покорить вниманием и заботой. А потом их пути на какое-то время разошлись: Надя осталась в селе, а Сережа уехал работать на строящуюся тогда неподалеку от Хмельницкого атомную станцию. Но, узнав, что с Надюшей случилась беда, вернулся в Лысогирку. Пришел и признался, что готов разделить с любимой все тяготы жизни и что никогда не бросит ее. Вскоре и замуж позвал. В искренности его слов Надя не усомнилась ни на секунду: понимала, что Сергей сызмальства узнал цену истинной любви, дружбе, преданности.

… Вот уже год, как молодая семья обосновалась в селе Рыбчинцы Хмельникского района Винницкой области. Ветхую глинобитную хату с покосившейся крышей, сквозными дырами в стенах и глиняными полами супруги купили всего за полторы тысячи гривен: на жилье получше денег не хватило. Трудолюбивый и знающий толк в строительных работах, Сергей отремонтировал хату, а теперь планирует ее еще немного перестроить да веранду соорудить. Надеются супруги и газ подвести, ведь пока у них, как и у некоторых одиноких рыбчинских старушек, жилье не газифицировано…

- Если в семье царят любовь и взаимопонимание, все бытовые проблемы кажутся такими ничтожными, мелкими! — задумчиво продолжает Надя, прижимая к груди крошечного Данилку.  — Раньше думала, рожу одного ребеночка для себя — и хватит. А мы с мужем уже троими обзавелись! Недавно приезжал к нам погостить мой отец — он, кстати, тоже ногу потерял, тромбоз случился, — так вот он пошутил: мол, пока молодые, можно еще двух детишек родить. Но я считаю, что сначала эти малыши должны подрасти.

«С женой мне несказанно повезло»

- В любви родились наши дети, и каждое дитя такое желанное! — делится Надежда.  — Илька и Марийку я и вынашивала легко, и родила быстро, без каких-либо осложнений. Наверное, ангел-хранитель, считая, что я уже достаточно настрадалась, пожалел. Мне даже понравилось рожать.

А вот Данилка заставил нас с мужем немножко поволноваться, ведь пришел в этот мир преждевременно, с маленьким весом. За несколько дней до его рождения, как раз перед Пасхой, я, видимо, переусердствовала с домашней работой. Затеяла генеральную уборку в хате: побелила в комнатах, вымыла окна, чистенькие занавесочки повесила, полы натерла… А вскоре почувствовала сильную боль в животе. Слава Богу, успела добраться до роддома в соседнее село Уланов. Поскольку малыш родился преждевременно, нас отправили подлечиться в Винницу — в отделение патологии недоношенных детской областной больницы. А на удивленные взгляды и сетования, как я, искалеченная, буду ухаживать за ребенком, внимания давно не обращаю. Может, именно поэтому некоторые молодые мамы просили меня показать им, как правильно пеленать ребенка…

Сейчас в своем развитии малыш нисколько не отстает от сверстников, радуется Надя. Недавно ему исполнился месяц, и он, как и все детки в этом возрасте, уже держит головку, улыбается, услышав мамин голос. А сильный какой! Бывает, с удовольствием высасывая молочко из груди, как ухватится ручонкой за мамину кофту — невозможно оттянуть, чтобы уложить его в коляску. Ест так жадно, будто совершенно не желает ни с кем делиться маминым молочком. Впрочем, остающееся после каждого кормления молоко Надя бережливо сцеживает, ведь оно — любимое лакомство еще и для Илька да Марийки…

Люди верующие, супруги рассказывают, что старшего сына назвали в честь пророка Илии, младшего — в честь пророка Даниила, а дочери дали имя девы Марии. Надя и Сергей уверены, что имена, равно как их родительские любовь и благословение, будут защищать детишек от всех жизненных невзгод.

Молодая мама с улыбкой признается, что скучать или грустить ей некогда — нужно ухаживать за малышами. Данилку Надя пеленает одной рукой, иногда придерживая пеленку зубами. Когда же одевает старших детишек и кто-то из находящихся рядом взрослых пытается ей помочь, вежливо напоминает, что может справиться сама. Тем более что, по народным приметам, одевать ребенка вдвоем  — значит, и на себя, и на него накликать беду. Одной левой рукой Надя научилась ополаскивать постиранные в машине ползунки, распашонки, одеяльца и другие вещи, а также развешивать их. Причем не просто развесить, а красиво — передом к улице, вывернув все кофточки и штанишки налицо. Это очень важно, поясняет женщина: чтобы, как твердит все та же народная молва, люди не отворачивались от ребенка. А к вечеру, конечно же, нужно все собрать: оставлять во дворе детские вещи на ночь нельзя.

Как только засыпают накормленные и чистенькие малыши, Надя тут же спешит на кухню приготовить обед. Стряпает вкусно, не хуже любой другой хозяйки. Все под рукой, из своего огорода — картошка, морковка, бурячок, лук… И птица есть: Ковальчуки держат кур и гусей. А еще, признается Надя, они с мужем мечтают купить корову! Чтобы молока, сыра и сметаны вдоволь хватало не только деткам, но и родителям. Сама бы, убеждает женщина, и доила корову одной рукой. Тем более что некоторый опыт в этом деле уже имеется, ведь по окончании школы Надюша, как и мама, устроилась на колхозную ферму дояркой. Но хорошая корова, вздыхает моя собеседница, стоит около четырех тысяч гривен, а для семьи Ковальчуков это пока неподъемная сумма. Ведь волею обстоятельств живут они на скромную Надину пенсию в 426 гривен да ежемесячные пособия на детей, вместе составляющие примерно такую же сумму. И даже из этих мизерных выплат супруги все же умудряются понемногу откладывать, чтобы таки приобрести буренку. А пока молоко для детишек покупают у соседей…

- Я бы охотно устроился на работу, ведь имею очень востребованные сейчас специальности электрика, слесаря и электромонтажника, — говорит глава многодетной семьи Сергей.  — Но, увы, в Рыбчинцах, как и во многих других селах, работы не сыщешь: ни колхоза здесь, ни какого-либо сельхозпредприятия. А уезжать на заработки в город я не могу, ведь жене все время требуется помощь. Надо набрать воды из колодца, заготовить и нарубить дров, чтобы печку растопить. Да и на огороде в основном я управляюсь, хотя, как только у Надюши выпадает свободная минутка, она спешит подсобить мне. А посмотрите, какие ветрячки — из пластиковых бутылок и деревянные — я смастерил и расставил по всему огороду. Они на ветру вращаются, и эти звуки отпугивают ворон, норовящих выдернуть семена из грунта, и кротов, которых на берегу протекающей рядом речки Снывода великое множество. Словом, в селе никак не посидишь сложа руки. Вот и трудимся с Божьей помощью, вместе преодолеваем все невзгоды, вместе и радуемся жизни. Ага, еще одна из немаловажных моих обязанностей — отвезти на велосипеде Илька в детсад, который находится в соседнем Уланове, так как в самих Рыбчинцах никакого дошкольного заведения нет.

Однажды знакомые спросили меня, — признается Сергей, — как это я решился связать свою судьбу с женщиной-инвалидом. Но я совершенно не ощущаю, что моя жена — инвалид! Напротив, всякий раз, когда смотрю в ее добрые умные глаза, когда вижу, как ласково и безмятежно укачивает она ребенка, убеждаюсь, как несказанно мне повезло с Надюшей! Инвалидами считаю других людей — тех, которые с руками и с ногами, но не находят своего места в жизни, которые с собственными детьми управиться не могут и совершенно равнодушны к их судьбе… К сожалению, есть такие и в нашем селе…

«Поскольку инвалидной коляски у меня нет, муж возит меня на… велосипеде»

Как-то маленький Илько поинтересовался у мамы, куда подевались ее рука и нога. «Их забрала болезнь», — ответила женщина. Незачем, уверена она, пугать ребенка печальной историей о том, как маму переехал поезд. Тогда Надя нашла в себе волю и мужество выстоять, а теперь вот мечтает о протезировании. Немного подрастут детишки, говорит собеседница, и можно будет на некоторое время оставить их с отцом, тогда и поедет в Винницу протезироваться. Впрочем, осматривавшие Надю специалисты немного ее расстроили, сообщив, что культя ноги слишком маленькая, чтобы присоединить и закрепить на ней протез, а вот с рукой проблем возникнуть не должно.

- Недавно мне присвоили I группу инвалидности пожизненно, раньше же была вынуждена, как и большинство инвалидов, через каждые три года проходить для подтверждения инвалидности медкомиссию, — сетует Надежда Ковальчук.  — Как будто за это время отсутствующие нога и рука могут вырасти! Несколько месяцев назад я написала заявление на получение домашней и дорожной инвалидных колясок, которые должны выдаваться каждые три-четыре года, но пока ни одну из них так и не выдали. Однажды мы с мужем отправились в Винницу, на протезный завод, хотели узнать, можно ли там получить коляску. Поскольку денег на автобус не было, из села в областной центр, а это около ста километров, добирались на велосипеде, слава Богу, муж придумал специальное приспособление, позволяющее мне поудобнее садиться на велосипед, вот и катает меня. Добрались мы в Винницу часа за четыре, но, увы, оказалось, что получить коляску я могу только в том месте, где стою на учете по инвалидности. Воспользоваться предусмотренной законодательством льготой о ежегодном санаторно-курортном лечении, к сожалению, тоже не удается. А оздоровление мне, конечно, не помешало бы. Правда, пока дети маленькие, с этим все равно придется повременить…

- В этом году несколько изменился порядок получения инвалидных колясок: теперь мы заказываем не общее их количество, а персонально для каждого инвалида, — сообщила «ФАКТАМ» заведующая сектором обслуживания инвалидов Хмельникского районного управления труда и социального обеспечения населения Винницкой обладминистрации Раиса Ткач.  — Учет этих средств передвижения вносится в компьютерную базу данных инвалидов всей Украины. Но пока, к сожалению, ни одна заявка на коляски, поданная в текущем году, не удовлетворена. Тем не менее в ближайшее время вопрос об обеспечении инвалидными колясками Надежды Ковальчук попытаемся решить. Может, спонсоры помогут… Что же касается санаторно-курортного лечения, то наши инвалиды оздоравливаются в здравницах Трускавца, Миргорода и некоторых других. А поскольку Надя — инвалид I группы, она имеет право на путевку не только для себя, но и для сопровождающего ее лица, если, конечно, предоставит соответствующее медицинское заключение.

«Инвалид — это не о Надюше сказано. Она — отважная, смелая, за все берется, со всем управляется!» — с гордостью говорит Сергей.

«Два сына и дочка — наше с мужем наибольшее счастье! — улыбается Надежда.  — А все остальное — с Божьей помощью!»