Происшествия

«мне не нравится, что власти не спрашивают мнение народа»

0:00 — 31 мая 2007 eye 260

Так накануне Всемирного дня защиты детей написал 10-летний школьник в своем сочинении об Украине

Насколько обоснованно предположение о чрезмерной политизации общества, в том числе и детей? Этим вопросом задались в Киевском институте проблем управления имени Горшенина и в рамках годичной программы социсследований «Ментальные основы выбора» осуществили проект «Украина глазами детей». В нем приняли участие около 100 учащихся киевских школ. Пяти- и шестиклассникам было предложено написать сочинение на тему: «В какой стране я живу?». Творчество школьников поразило исследователей.

Практически все с гордостью написали о красивой украинской природе, трудолюбивых и приветливых людях, веселых праздниках, мелодичном украинском языке, развитой промышленности. «Украина — одна из ведущих стран в отрасли выращивания разных деревьев, цветов», — написал шестиклассник Ярослав. Также предметом гордости стали для детей достижения украинских спортсменов, известие о проведении «Евро-2012» и историческое наследие Украины — крепости, церкви и музеи.

Однако наряду с позитивными сторонами жизни в Украине дети, порой путано и непоследовательно, написали и о том, что наболело в их маленьких сердечках. «Есть недостатки — разные станции, которые загрязняют окружающую среду. Они одновременно помогают нам и убивают нас, — написал ученик 5-го класса Даниил.  — Я хотел бы изменить это. Я бы отвел отдельные территории для сбыта мусора, чтобы перерабатывать его. Ведь не все можно сжигать, потому что это все попадает в озоновый слой и уничтожает нас». Увы, но и для десятилетних ребятишек наболевшей проблемой является Чернобыль, хотя об этой трагедии они знают только понаслышке. Вот что в своем сочинении написал шестиклассник Дима: «Украина была самой плодородной землей, тут было больше всего чернозема. Но после аварии на Чернобыльской АЭС, когда все узнали, что случился пожар на станции, все начали паниковать, все убежали почти со всего Чернобыля. Много животных заражено химией и много людей».

Озабочены маленькие киевляне и судьбой бездомных людей и животных. «Если бы я был президентом, то снизил бы цены и сделал бы приют для бездомных детей и бомжей», — написал ученик пятого класса Антон. А его одноклассник Андрей добавил: «Я хотел бы, чтобы люди стали добрыми и отдавали деньги на благотворительность бездомным детям, детским домам».

К сожалению, дети оказались втянутыми в политические распри не меньше, чем взрослые. Слова об украинской политике, полные горечи и недетского осуждения, есть практически во всех сочинениях: «В Киеве революция, бандиты борются за победу. А порядка нет», — считает Екатерина, ученица пятого класса. А у шестиклассника Жени на сей счет такое мнение: «Наша власть Украину ведет в пропасть, потому наша Украина такая грязная и неизвестная другим странам с позитивной стороны. Я думаю, все зависит от власти — если она хочет прославить свое государство, она это сможет».

В то же время есть и более оптимистичные настроения: «В 1991 году Украина отделилась от России и стала независимым государством. По-моему, Украина поднялась, стала лучше. Еще бабушка рассказывала мне, как жили тогда и сейчас, и считает, что стали жить лучше. Да, безусловно, все подорожало, но повысились и зарплаты» (Инна, 6-й класс). «Мне нравится город Киев. В нем расположены самые большие и самые главные строения Украины. Такие, как Верховная Рада, Кабинет министров, Белый Дом… »  — написала шестиклассница Виктория. «У меня спросили, в какой стране я живу. Я сказала: я живу в стране, где люди отвечают за свои поступки и где могут отстоять то, к чему стремятся. В декабре 2004 года началась «помаранчевая революция», где люди стояли на морозе и отстояли свои права. И где Президент тоже имеет право на свое мнение, и никакая Верховная Рада не сможет ему возразить. И где люди работают до седьмого пота. Например, в Киеве есть хлебокомбинат Ь11, мы с классом туда ездили, и там люди работали с такой отдачей, что аж захватывало дух. Может, я не права, но мы можем гордиться нашими людьми и нашей страной!» (Елизавета, 6-й класс). Рассказывая о достоинствах своего государства, пятиклассник Владислав утверждает, что «никакие правила и указы нам не нужны. Мы должны сами хотеть, чтоб наше государство стало наилучшим».

Исследование «Украина глазами детей», проведенное Институтом имени Горшенина, показало, что политизация общества достигла невиданных размеров, охватив даже такие далекие от политики слои населения, как дети и подростки. И вряд ли взрослым можно этим гордиться. «С политикой сейчас знакомы даже маленькие дети, которые не знают, что это такое. Эту политику можно услышать где угодно, и мне это очень надоело. Из красивого Майдан превратился в полный ужас из-за этой политики», — написала шестиклассница Ольга. А пятиклассник Иван на вопрос «В какой стране я живу?» ответил лаконично: «Мне не нравится, что власти не спрашивают мнение народа. Это сочинение не жалоба и не нытье. Возможно, власти еще успеют измениться (что-то не верится). Лично я бы хотел, чтобы поскорее все машины перешли или на биотопливо, или на солнечную батарею. Ну, в принципе, вот и все».