БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Страна: Испания Мануфактура: Lladro Год создания: 2002 Скульптор: Joan Coderch Размер: 43×135 cm Лимитированная серия 500 изделий
Ровно 250 лет назад, 13 апреля 1771 года, в английском городе Иллугане, графство Корнуэлл, родился будущий изобретатель первого в мире паровоза Ричард Тревитик. Университетов он не заканчивал. После школы самостоятельно изучил все премудрости паровой техники и, получив скромную должность инженера в одной из компаний, принялся создавать стационарные машины, работающие при высоких давлениях. Тревитик достаточно быстро освоил цилиндрические паровые котлы и в 1797 году зажёгся идеей создания паровых повозок. Уже в 1801 году успешные испытания таких повозок прошли в Корнуэлле и Лондоне. Но молодому талантливому изобретателю этого показалось мало. Он чувствовал, что способен на большее. Причём, как в прямом, так и в переносном смысле слова.
Создав несколько паровых машин, которые использовались для шахтных подъёмников, Тревитик в том же 1801 году построил свой первый паровоз (или «дорожный локомотив», как его поначалу называли), получивший довольно странное имя «Puffing Devil» («Пыхтящий чёрт»). Компоновка паровоза была настолько удачной, что затем использовалась в паровозостроении буквально до последнего времени. А, хочу заметить, во многих странах мира паровозы и до сих пор используются как для перевозки грузов, так и в пассажирских перевозках по железным дорогам.
Следующим изобретением Тревитика стал паровоз «Колбрукдейл», быстро развалившийся ещё в ходе испытаний. А вот настоящую славу принёс изобретателю уже его третий паровоз «Penydarren», названный так в честь металлургической компании, его заказавшей. Он-то и считается первым в мире настоящим паровозом.
Кстати, огромный ажиотаж в английских газетах вызвал спор между владельцем этой компании Сэмом Хомфри и одним его конкурентом из Южного Уэльса. Хомфри поставил 500 золотых гиней (очень крупную по тем временам сумму) на то, что его паровоз протянет за собой груз в 10 тонн на расстояние 10 миль. И вот в феврале 1804 года паровоз с 5 вагонами, загруженными 10 тоннами железа, да ещё и с 70 пассажирами, проехал все 10 миль между предприятиями Хомфри за 4 часа 5 минут со средней скоростью 3,9 километра в час. Восторг собравшейся публики трудно было описать.
Собственно говоря, на этом история изобретений Ричарда Тревитика неожиданно обрывается. Продав вместе с паровозом все свои патенты мистеру Хомфри, «отец паровозов» Тревитик эмигрировал в Южную Америку. А железные дороги и паровозы в Англии начали строить уже совсем другие люди…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.