Мы живем в удивительное время — сложное и интересное. Пабло Пикассо писал: «Все, что можешь вообразить — реально». Сегодня же реальным становится даже то, о чем вчера и подумать нельзя было. Интересно, как наше время когда-то будут трактовать историки? И что расскажет о нас искусство, которое создается сегодня нашими современниками?
«ФАКТЫ» продолжают проект «Мир после пандемии» — серию интервью с известными людьми и лидерами отраслей о том, как, с их точки зрения, уже в ближайшее время могут измениться реалии жизни.
Сегодня наш собеседник — самый дорогой современный художник Украины, работы которого известны во всем мире, Анатолий Криволап. Несколько лет назад его картина «Конь. Предвечерье» была продана с аукциона Phillips почти за 187 тысяч долларов.
— Анатолий, пандемия ускорила цифровизацию практически всех сфер жизни. Мне вспоминается общение с известным аукционистом, который несколько лет назад рассказывал, что при продаже в картину будут вставлять чип, чтобы с нее невозможно было снять копию и продать как оригинал. Такие чипы помогли бы находить украденные шедевры. Электронным путем, по его мнению, можно устанавливать и авторство произведения искусства. В Украине уже применяют такие технологии?
— Пока не слышал, но это положительный фактор, так как в мире очень много подделок. Подделывают и работы известных украинских художников — например, Глущенко, Эрдели, Бокшая… Известно, что и на аукционах в разных странах мира порой встречаются не оригиналы, а копии.
— За рубежом, несмотря на пандемию, аукционы проходят один за другим, устанавливаются очередные рекорды. А в Украине торги сейчас проводятся?
— Особого движения нет. При экономической неопределенности люди стараются экономить и не спешат покупать предметы не первой необходимости, к которым можно отнести произведения искусства.
— Как же выживают современные художники?
— Проблем хватает. У известных художников, конечно, что-то приобретается, а у большинства все остановилось, потому что у покупателей сейчас не те возможности. Исключение — коллекционеры. Это особая категории, они покупают практически во все времена. Сегодня же у них есть возможность приобрести все дешевле. Спустя время цены на искусство вырастут. Сейчас же время для покупок, а не продаж произведений. Но кроме коллекционеров, конечно, покупают и те, кто просто интересуется искусством. Просидев на карантине, люди задумались над тем, с чем живут у себя в интерьере. А те, у кого есть деньги, стали обустраивать вокруг себя ту жизнь, которая им нравится.
— С красивыми картинами, как говорится, и локдаун не так страшен…
— Это я и имел в виду. Искусство переключает человека на новые мысли, чувства, ощущения. Сейчас, когда люди в напряжении, это особенно важно.
— Многие люди отмечают, что такие картины для них являются словно визуальным антидепрессантом. Наверное, особо востребованы на арт-рынке будут пейзажи, марины, натюрморты?
— Знаете, я бы не стал обобщать. Это зависит от вкуса и образованности человека, кроме того, кто-то видит мир эмоционально, кто-то — интеллектуально…
— Как, с вашей точки зрения, пандемия может изменить искусство?
— Думаю, как было, все так и останется. А изменения? Если людям будет нужен позитив, художники могут ответить позитивом. А если будет запрос на драматичность, это тоже найдет отклик в искусстве. Сейчас сложно прогнозировать. Есть художники, которые отталкиваются в своем творчестве от событий в обществе. А есть такие, творчество которых не зависит от того, что происходит в окружающем мире. В большей степени все определяется личностью художника. Так что, думаю, всего в искусстве будет понемногу. Творчество индивидуально, поэтому не могут все переключиться на одну тему.
— Вы признаны самым дорогим современным художником Украины. Как уловить дух времени, чтобы достичь такого успеха?
— Я ничего не ловил (улыбается). К тому, к чему я пришел в творчестве, интуитивно шел всю свою жизнь. Меня всегда интересовали краски. И я думал только об одном, что и как можно сделать. Первая моя выставка состоялась, когда мне было 42 года. У всех складывается по-разному. И это абсолютно непредвиденно. Многие очень талантливые художники не были богатыми, даже наоборот. Но встречались и достаточно состоятельные. Известен случай, когда за работу художника давали столько золотых монет, сколько на ней помещалось. Представляете?
— И я вам даже назову имя такого художника. Это автор знаменитого полотна «Последний день Помпеи» Карл Брюллов, выкупивший из крепостничества Тараса Шевченко и всячески поддерживавший его талант.
— Да, интересных историй немало. Например, Рембрандт был очень известным и богатым, но закончил свои дни в доме, который ему не принадлежал — он был заложен. Все зависит в жизни от того, как повезет.
— Необычная цветовая палитра — одна из визитных карточек вашего творчества. К слову, читала, что иногда покупатели приобретают работы художников в буквальном смысле ради цвета. Известный английский искусствовед Филип Хук в своей книге «Завтрак у Sotheby's «рассказывает, как один финансист решил приобрести на аукционе полотно Матисса ради особого оттенка синего, в который влюбилась его жена и хотела видеть в интерьере одной из комнат.
— И это тоже хорошо. Знаете, есть люди, которые инвестируют в картины, есть те, которые покупают их для интерьера, есть коллекционеры, которые изучают работы, анализируют каждый сантиметр картины и зачастую знают искусство лучше, чем сами авторы произведений. При этом любая покупка дает художнику позитив и средства для жизни и творчества.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Над росписью храма Покрова в селе Липовка на Киевщине — недалеко от Макарова. Работа длится уже шестой год… Расписывать церковь мне интересно.
— Картины сейчас не пишете?
— Параллельно с росписью работаю над этюдами. Все привыкли, что я пишу огромные полотна, а это миниатюры.
— Сейчас все больше ценители искусства ходят по галереям и музеям виртуальным… В непростое время, говорят, особо тянет к высокому.
— Думаю, просто на карантине у многих появилось больше времени, и люди с интересом стали открывать для себя неизведанное. В каждом шедевре отпечаток времени, концентрация таланта, ума и чувств личностей, которые, возможно, были самыми интересными в своем поколении. В произведениях искусства — живописи, скульптуре, музыке — есть код, который дает понимание того, какие ценности были важны для людей в тот период. Возможно, постигнув его, человек современный что-то почерпнет для себя, в его сознании что-то поменяется. Мы ведь постоянно живем в суете. А замедление темпа жизни, обусловленное пандемией, многим позволило открыть для себя что-то новое.
— Как считаете, что должно понять человечество и каждый из нас в результате пандемии?
— Наверное, главное — определиться, что для вас самое важное в жизни.
— Что бы вы пожелали читателям «ФАКТОВ» в столь непростое время?
— Оптимизма, который является движущей силой в жизни. Без него жизнь лишена красок.
Фото из альбома Анатолия Криволапа