Новую соцсеть Clubhouse на днях оценили в 4 миллиарда долларов. Еще четыре месяца назад, в декабре прошлого года, она не дотягивала и до ста миллионов. В январе нынешнего котировалась на уровне одного миллиарда. А запущена была всего лишь год назад — в апреле 2020-го, в разгар антиковидных карантинов. Возможно, именно это повлияло на ее популярность — ведь круг лиц, которые могут попасть в нее, ограничен владельцами айфонов и айпадов (не ниже 6−7-го поколения). Да и тем вход в клуб усложняют, требуя рекомендаций от проверенных участников соцсети и выдавая ограниченное количество приглашений, которые могут рассылать «действительные члены» клуба.
В настоящее время количество пользователей Clubhouse только достигло 10 миллионов (в первый месяц существования их было меньше полутора тысяч), в то время как у конкурентов их сотни миллионов и даже миллиарды. Причем другие соцсети и мессенджеры предлагают то же, что и Clubhouse (голосовое общение в группах) и даже больше. Так, голосовые группы на тысячи участников есть в Telegram, похожие функции — у Discord, видеоконференции предлагают Zoom и Duo. Но весь хайп — вокруг Clubhouse. И это подтолкнуло «старичков» — над его аналогами работают, например, Facebook, Twitter, Instagram и создавший Badoo Андрей Андреев.
Кроме своей «закрытости», Clubhouse ограничивает пользователей также функционально и в распространении информации — общаться в сети можно только голосом и только в режиме реального времени. Никаких письменных сообщений, никаких записей «на автооветчик». А также — никаких записей разговоров (хотя некоторые пользователи и грешат этим, записывая аудиочаты и выкладывая их затем в общий доступ, — но за это их могут лишить доступа). Зато создатели этой соцсети массово приглашают в нее знаменитостей, что придает веса Clubhouse и создает ажиотаж среди потенциальных «кандидатов в члены» этого клуба. Так, появление в нем Илона Маска за сутки увеличило количество участников на миллион!
Кстати, украинцев в этой сети — около ста тысяч. И некоторые из них уже активно зарабатывают на ней, предлагая организовать желающим приглашение — за 400 гривен. Вообще же создатели Clubhouse обещают дать активным участникам возможность официально зарабатывать. Но «обещанного три года ждут», а народ тем временем зарабатывает самостоятельно — кто-то предлагает платные услуги модераторов, кто-то находит спонсоров, рекламодателей, а кто-то проводит платные конференции с интересными спикерами.
Также читайте в «ФАКТАХ»: «Чувствую полную растерянность и отрицание»: солистка группы The Hardkiss Юлия Санина рассказала в Instagram о первых впечатлениях от Clubhouse.
Почему именно эта соцсеть «взлетела» в последнее время и какие у нее перспективы, «ФАКТАМ» рассказал Эльдар Нагорный, CEO FoxmindEd Software, основатель Школы Маркетинга SMS.
Последние годы мы наблюдаем бум любого познавательного и профессионального контента, а во время карантина на все это еще и появилось много свободного времени. Кроме того, хоть мы и думали, что голосовое общение уходит в прошлое, но голосовые заметки, голосовое управление и даже голосовые сообщения никуда не делись, а голосовой поиск в Google переживает значительный рост по мере совершенствования алгоритма. Так что, выходит, мы все были готовы к появлению Clubhouse.
А с другой стороны, аудитория всегда голодна на хайп, любит послушать «мудрость» лидеров мнений. И когда в малоизвестной соцсети вдруг стали появляться Илон Маск и другие звезды современного мира, вопрос о популярности был решен.
Сейчас Clubhouse — технически отсталая сеть. Я имею в виду функционал. Только через пару месяцев будет запущено собственное приложение на Android, очень плохо организована модерация и организация комнат
Что касается напускной «элитарности» со входом только по приглашениям. Искусственные барьеры могут создавать дополнительный хайп, но совершенно не помогают набрать массовую аудиторию. Так что не зря основатели Clubhouse недавно заявили, что вскоре доступ получат все желающие без ограничений.
Теперь самое сложное: какие у сети перспективы. Конечно, никто на 100% не знает. Рынок крайне непредсказуем. Я бы сказал, что вероятность через 2−3 года стать еще одной из ничем не примечательных площадок подкастов крайне высока. Хайп не может держаться долго, и создателям сети нужно успеть извлечь максимум пользы и закрепиться в сознании аудитории как важный инструмент коммуникации до того, как сеть перестанет быть «модной».
Если про какой-нибудь Zoom можно сказать, что на волне карантина он стал спасительной соломинкой для миллионов бизнесов и прочно занял место удобного способа закрыть ключевую потребность в общении, то какое место получит Clubhouse в сознании пользователей — модной «игрушки на месяц» или верным спутником в жизни и работе, — пока судить рано.
Также своим мнением о Clubhouse с «ФАКТАМИ» поделился один из известнейших его участников, американский и российский политический и экономический аналитик Слава Рабинович.
— Почему, по вашему мнению, на нынешнем этапе эту соцсеть сделали доступной только владельцам айфонов в виде закрытого клуба со входом по приглашениям/рекомендациям уже действующих членов?
— Вероятно, создатели Clubhouse имели ограничения в человеческих ресурсах, программистах, которые не могли сделать сразу все для всех систем. В любом случае они выложили все это в тестируемой версии, а не в окончательной. А закрытость — очень хорошая тактика для хайпа, для запуска такой сети,
— Дождаться права задать вопрос спикеру в комнате, где могут быть тысячи участников, практически нереально. Почему все же разработчики решили не включать опцию письменных сообщений?
— Может, еще включат, ведь это тестовая версия. (Кстати, пока такой функции нет в соцсети, специальные приложения уже создаются вне ее — они позволяют присылать вопросы, которые модераторы и спикеры могут озвучить самостоятельно. — Авт.)
— «Благодаря» массовым жалобам ольгинской ботофермы можно забанить любой «неугодный» аккаунт в такой популярной сети, как Facebook, даже если он не нарушает правил. И ваш аккаунт, который сейчас то и дело банят, тому примером. А есть ли смысл внедрять ботофермы в Clubhouse?
— В прямом эфире сложно осуществлять модерацию. Ботофермы будут внедрять точно, но это потребует совершенно другой квалификации от этих вредителей: ведь писать можно все что угодно, под копирку, делая копипаст с темника, а здесь нужно говорить в прямом эфире. При этом спикеры и модераторы могут сразу вычислить кого-нибудь, если и когда такой бот начнет говорить, и можно будет его забанить.
Также читайте в «ФАКТАХ»: Предполагаемая дочь Путина дала интервью своему разоблачителю, зашедшему в ее комнату в Clubhouse