В Запорожье разгорелся скандал вокруг гимназии № 47, ученица которой покончила с собой. 15-летняя девочка повесилась, оставив предсмертную записку, в которой обвинила учителей школы в буллинге. Девочка написала, что из-за проблем в школе у нее неоднократно случались истерики, которые заканчивались попытками суицида. Ученица свела счеты с жизнью еще 4 апреля, но о трагедии стало известно лишь на днях — после того, как ее родители передали местным журналистам текст прощальной записки.
Две страницы из этой записки попали в сеть. Текст записки публикуем дословно, с сохранением орфографии:
«Уже для меня все кончено, но надеюсь только на одно. Что Анну Борисовну накажут за постоянные оскорбления нашего класса словами, что мы худший класс. Людмилу Васильевну, из-за которой у меня два раза была жесточайшая истерика. Да и в принципе… Хочу чтобы директора нормально рассматривали, кого они берут на работу. Ибо я знаю, что все учителя распускали слухи и за спиной обсуждали, что мы самый уеб. ный класс, даже ученикам говорили. Кстати, это говорила классный руководитель 9 класса своим ученикам. И мне уже так по… й на вашу судьбу и на то, что вы обо мне скажете. ВЕДЬ МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕТ. Ха. Как вам такое? У… бы, которые сломали меня и разрушили мою жизнь. Что ж… Прощайте и прощай этот гнилой мир… где ни дня не было без войны. Где нет любви и дружбы. Желаю лишь чтобы все задумались, что они творят… Хотя, возможно, и я не идеальная, но…
Теперь хочу поблагодарить свою одноклассницу Машу. Когда ты не отвернулась от меня. Когда плакала со мной, когда я тебе рассказывала, как сильно я люблю Вику, а она меня игнорит и.т.д. Что я хочу тебе пожелать? Ну, хочу, чтобы ты боролась за свою жизнь до конца, ни одна болезнь не должна сломить тебя. А после своей смерти я отдам тебе все свое здоровье, лишь бы ты выздоровела. Я просто стану ангелом, который будет защищать всех своих близких… Что же еще написать-то? Ну, у меня было множество попыток суицида… Порезы на руке, 2 раза пыталась сброситься с крыши, 1 раз вешалась на ремне, но он сломался и не удалось закончить процесс, хотя я уже ничего не слышала, не видела, мне даже больно больше не было, и я ни капли не сожалела. Что ж, надеюсь лишь, что меня не найдет никто и не спасет, ведь я правда так больше не могу… Н-да, думаю, что еще такого написать, но кроме высказывания и нытья, как меня задолбали училки, которые постоянно орали и унижали меня, о Н., которая постоянно унижала меня, вспоминая все постыдные истории со мной, как меня называли жирной, худой, кривой, шлюхой, у… ем, ссыклом, не такой, как меня хотят видеть… Одно хочу сказать про школу. Все эти опросы насчет буллинга х… я полная. Я единственная отметила, что меня буллили, в итоге весь класс списал это за шутку и на это забили огромный болт. Хотя они и не знали, что это я отметила… Но какая уже разница?"
На следующий день после того, как местные издания с разрешения родителей девочки опубликовали текст записки, в Запорожье состоялся митинг. На него пришли друзья и родные покойной школьницы, которые требовали от полиции и общественности обратить внимание на произошедшее. Там же, на митинге, мать и сестра погибшей девочки рассказали подробности случившегося. По их словам, о проблемах девочки в школе они знали, но даже не догадывались, что из-за у нее были мысли о суициде.
- Когда все это произошло, к нам приходила полиция, было много людей, — рассказала мать девочки Елена Зайцева. — Они ходили, смотрели, но ничего не нашли. А уже на пятый день после похорон я открыла дверцу одного шкафчика и увидела там записку…
По словам Ольги, старшей сестры покойной, проблемы в школе у девочки начались достаточно давно.
- Был конфликт, и не один, — рассказала Ольга. — Мама еще колебалась — не знала, стоит ли звонить классному руководителю Вики и устраивать разборки. Спрашивала у самой Вики, можно ли это сделать. Это было после того, как учительница обозвала сестру «свиньей необразованной». Вику тогда довели до истерики, она выбежала из класса… Вика, кстати, хорошо училась, ходила на курсы английского, поступила на подготовительные курсы в медучилище. В результате мама все же позвонила классной руководительнице.
- Но классная руководительница только высмеяла всю эту ситуацию, — говорит Елена. — Это было в феврале. Что касается Вики, то я и подумать не могла о попытках суицида, о которых она написала в своей записке. Дочка была нормальным жизнерадостным ребенком. Смеялась, дружила с мальчиком, у них были отличные отношения… Последний день Вики я помню поминутно. Был дождь, и мы поехали покупать плитку на дачу. Вика поехала с нами — ей нужно было на курсы, а это по пути. Вика еще предложила перекусить, мы поели пиццы. А когда выходила из машины, сказала: «Мама, пока». Именно так она раньше никогда не говорила… Мы с мужем поехали на дачу класть плитку. Вика позвонила мне в 16.35. «Мама, я так устала», — сказала. «Так ляг отдохни», — говорю. «Но я потом ночью не буду спать», — возразила дочка. И вдруг говорит: «Ой, мама, мама…» Я спросила, что произошло. На что дочка стала говорить, что уснула в маршрутке, и что-то еще… Это был разговор ни о чем, хотя она явно хотела сказать что-то важное. Я сказала, что приеду домой не поздно. Когда приехала, Вики не было дома. Я пошла на кухню крутить фарш, сын мне помогал. Когда Вика пришла, я и не заметила. Она быстро прошмыгнула в свою комнату, и все. Когда я уходила спать, в ее комнате еще горел свет. Потом я встала в полпервого ночи. Смотрю, а свет все еще горит. Я подумала, что Вика уснула, забыв его выключить. Захожу — а там все…
Елена обнаружила дочь уже без признаков жизни.
- Мы все шокированы тем, что произошло, — рассказала «ФАКТАМ» мама подруги покойной. — Вика никогда не казалась депрессивным ребенком. Наоборот, была довольно общительной и активной. Участвовала в школьных праздниках, выступала на сцене, хорошо училась. Глядя на нее, никогда не сказала бы, что у нее проблемы. Ее уж никак нельзя было назвать замкнутой — она часто гуляла с друзьями, с подружками… Возможно, она держала все проблемы в себе.
А вот подруга девочки Алена, которая принимала участие в митинге 22 апреля, рассказала местным журналистам, что знала о буллинге в школе и пыталась отговорить подругу от суицида.
- Мы виделись за неделю до ее смерти, — рассказала Алена. — Много разговаривали, и я пыталась ее отговорить… Часа три с ней говорила. Я не знала Викину маму и даже не знала, что у нее есть старшая сестра — о семье она никогда не рассказывала. Зато говорила, что некоторые ребята из школы и учителя (в том числе, классный руководитель, о которой идет речь в записке) постоянно ее обижают, а директор закрывает на это глаза. Вика хотела обратиться к школьному психологу, но найти его было нереально — его нигде не было. А директор говорила ей: «Попей воды, и успокойся. Что ты такое рассказываешь, такого не может быть…»
В пресс-службе полиции Запорожской области «ФАКТАМ» сообщили, что теперь, после обнародования в сети предсмертной записки, полицейские рассматривают случившееся как доведение до самоубийства.
- Изначально, 4 апреля, уголовное производство было открыто по статье «Самоубийство», — сообщила «ФАКТАМ» пресс-офицер Главного управления Нацполиции в Запорожской области Елена Лебединская. — Но после того, как появились новые данные, в частности, предсмертная записка девочки, производство было переквалифицировано и теперь расследуется по статье «Доведение до самоубийства». Досудебное расследование продолжается, ювенальная превенция проводит в гимназии проверку на предмет того, имел ли место буллинг.
Многочисленные попытки «ФАКТОВ» дозвониться в гимназию № 47 успехом не увенчались — вот уже три дня в учебном заведении не отвечает ни один телефон. Взять комментарии у директора школы и классного руководителя погибшей девочки удалось журналистам местного телеканала TV5, которые приехали в учебное заведение. Директор гимназии Валентина Коваль сказала следующее:
- Я не вижу в этих записках обвинений в адрес школы. На мой взгляд, это дневник девочки, о котором никто не знал и не сообщил ни мне, ни классному руководителю. Этот случай принес нам много страданий… Классный руководитель работает в школе 26 лет, и я ни разу не слышала, чтобы она повышала голос. Сейчас мы выясняем, что подтолкнуло девочку к таким действиям, проводим свое расследование… Разбираясь в этом, мы собрали у всех учителей, которые работают в этом классе, объяснительные — и убедились в том, что никаких агрессивных действий с их стороны не было.
- Она (погибшая девочка. — Авт.) не была ученицей, которая не могла бы освоить материал, поэтому отношения с учителями у нее были хорошими, — сообщила телеканалу классный руководитель покойной школьницы Анна Скворцова. — Я помню одно замечание в конце семестра. Девочка надеялась получить по украинскому языку высокую оценку, но перестала выполнять домашнее задание, и учитель сделал ей замечание — мол, ты можешь работать, но начала лениться. Девочка пришла домой, рассказала об этом маме. Мама мне позвонила, я тут же подошла к учителю. Но проблем и обвинений не было. Более того, я сама поговорила с девочкой на следующий день, и она не подтвердила, что ее кто-то обидел или что у нее была истерика… За последнее время замечаний к этому ребенку не было — она выполняла все задания, нормально работала.
Тем временем «ФАКТАМ» стало известно, что в 2019 году запорожская гимназия № 47 уже попадала в скандал из-за буллинга. Тогда мама одного из учеников сообщила в Facebook, что руководство давило на ее сына-подростка из-за его сексуальной ориентации:
«Мой ребенок подвергся буллингу со стороны директора и завуча, они его допрашивали в закрытом помещении около сорока минут. Он пришел домой в шоковом состоянии. После меня вызвали в школу и заявили, что он нетрадиционной ориентации, что мне нужно сменить школу, иначе меня лишат материнских прав! Я отвела своего ребенка к сексопатологу и психологу, они опровергли слова директора и завуча. Далее давление уже оказывалось на меня со стороны учителей (запись телефонных разговоров есть). Я наняла адвоката, мы обратились в полицию…»
Женщина написала этот пост в апреле 2019 года. Но несмотря на резонанс в сети, конфликт, как выяснили «ФАКТЫ» ничем не закончился — полиция в произошедшем не нашла состава преступления.
- И это был не единственный раз, когда гимназия № 47 попадала в поле нашего зрения, — рассказала «ФАКТАМ» руководитель запорожской общественной организации «Хочу вчитись» Екатерина Зверева. — Наша общественная организация больше двух лет занимается защитой прав детей в сфере образования. Когда стало известно о самоубийстве школьницы, мы как раз вспомнили пост женщины, сына которой в 2019 году допрашивали по поводу его ориентации, в результате чего ребенок получил психологическую травму. А год назад я обращала внимание на недопустимое поведение учительницы, которую погибшая девочка упомянула в своей предсмертной записке. Тогда в Запорожье произошел вопиющий инцидент — подростки сорвали со здания местной амбулатории государственный флаг, и сняли это на видео. Флаг срывали мальчишки, а снимала все это 15-летняя девочка. Понятно, что их поведение было совершенно недопустимым, и их необходимо было наказать в соответствии с законом. Но произошло иначе. Двое взрослых мужчин, назвавших себя активистами, нашли снимавшую видео несовершеннолетнюю школьницу и устроили самосуд. Ставили ее на колени, унижали, обзывали, облили зеленкой, и все это сняли на камеру. Произошедшее активно обсуждалось в сети, и тогда учительница, о которой написала покойная девочка, оставила комментарий: «Спасибо, что нашли и наказали». Самое поразительное, что она является учителем права. И считает, что самосуд над несовершеннолетними — это нормально и правильно.
После того, как в сети появилась предсмертная записка девочки, в нашу организацию стали писать бывшие ученики этой гимназии. Они не хотят называть своих имен, но говорят, что сами сталкивались с буллингом и унижениями со стороны этих учителей. Остается надеяться, что в этот раз правоохранительные органы действительно разберутся в произошедшем.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, как Украину накрыла волна детских самоубийств.
Источник фото press-center.news
Источник видео actual. today