Обострение обстановки на фронте и стягивание российских войск к границам Украины заставило тревожиться не только нас. В эти недели друг другу звонили Байден, Меркель и Макрон, каждый из них потом разговаривал с Путиным, пытаясь убедить его, что эскалация войны будет иметь серьезные последствия. Параллельно с этим активизировался заочный диалог Киева и Москвы на высшем уровне, больше напоминающий игру в пинг-понг между ершистым и самонадеянным чемпионом двора и опытным, уверенным в себе спортсменом-разрядником, который точно знает, чем завершится спарринг.
Хронология «обмена мнениями» такова. 20 апреля президент Зеленский предложил Путину встретиться «в любой точке украинского Донбасса, где идет война». Спустя два дня тот парировал: «Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда руководство Украины должно встречаться с руководителями „ДНР“ и „ЛНР“. А уже потом обсуждать эти проблемы с представителями третьих стран, которой в данном случае является Россия». Путин добавил, что готов поговорить с Украиной о двусторонних отношениях, и предложил Зеленскому приехать для этого в Москву «в любое удобное для него время». 26 апреля Зеленский сообщил, что поручил главе своего Офиса Ермаку согласовать с Кремлем дату и место встречи: «Мне кажется, все идет к тому, что эта встреча состоится».
Главную новость этой недели весьма жестко прокомментировал бывший заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и бывший глава Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука.
— Георгий Борисович, президент Зеленский поручил Ермаку связаться с администрацией президента Путина для определения сроков и места возможной встречи. Судя по всему, Киев все-таки втянулся в игрища, затеянные Кремлем.
— С моей точки зрения, поведение Зеленского пора комментировать не мне, а, например, психологу. Потому что его желание встретиться с Путиным носит явно нездоровый характер. Это просто какая-то навязчивая идея.
— Есть ли смысл главе государства, на которое напала соседняя страна, разговаривать тет-а-тет с ее руководителем?
— Я как раз об этом и хотел сказать. Стартовые позиции обеих сторон достаточно хорошо известны. Зеленский, выступил со своим горе-видеообращением и предложил Путину встретиться на Донбассе. В ответ Путин обозначил свою позицию, которую повторяет уже семь лет. Она не сегодняшняя и не вчерашняя. Первое: вопрос Крыма для России закрыт навсегда (эта фраза звучит с 2014 года). Второе: что касается Донбасса, Путин послал Зеленского на переговоры с Пушилиным и Пасечником. Третье: Путин согласился обсуждать с Зеленским тему притеснения русскоязычного населения и Русской православной церкви в Украине. После чего Зеленский ответил, что не видит никаких притеснений, но готов об этом разговаривать и якобы дал поручение Ермаку готовить встречу.
Какой толк организовывать встречу один на один, когда у обеих сторон диаметрально противоположное понимание сути самой встречи? Я искренне не понимаю. Зеленский опять демонстрирует какой-то инфантилизм — «встретимся на Донбассе», «я хочу, чтобы он увидел все своими глазами». А то Путин не знает, что происходит на Донбассе! Да знает во сто раз лучше, чем сам Зеленский.
Поймите, у людей, которые занимают такие должности, тем более на протяжении уже двух десятилетий, совершенно иной склад ума и характера, взгляды и манера поведения. Это государственники с большой буквы. У них своя система координат, шкала ценностей и целей. Зеленский, как я вижу, за два года эту истину еще не понял.
Думаю, что возможная встреча Зеленского с Путиным скорее несет определенную долю угрозы нашему государству, нежели какие-то шансы на позитив.
— Мы можем ухудшить свою позицию на переговорах в нормандском формате?
— Без всякого сомнения. Что бы там ни рассказывали, но встреча нормандской четверки в Париже в декабре 2019 года завершилась с крайне негативным итогом для Украины. И нам еще долго придется отхаркивать это.
Дело в том, что Зеленский собственноручно подписал коммюнике, в котором взял на себя обязательства об имплементации формулы Штайнмайера в законодательство Украины. Это же факт. И этим фактом Россия уже полтора года бьет Украину по лицу мокрой грязной тряпкой. Позиция Путина однозначна: вы взяли на себя эти обязательства, так что действуйте и, пожалуйста, отчитайтесь перед нами об их выполнении. Зеленскому ответить на это нечего. Боюсь, что при следующей встрече четверки Зеленский может согласиться еще на какие-то дополнительные обязательства.
— Украинские политики весьма неоднозначно относятся к встрече двух президентов. Например, вице-премьер-министр Резников высказался так: «Во время войны президент не может ехать в столицу и встречаться с человеком, который является представителем страны-агрессора. Мне кажется, это немного странное предложение». Глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук с ним солидарен: «Никогда президент Украины не поедет в Москву договариваться относительно войны на Донбассе. Если у Путина возникает идея переговоров в глобальном масштабе отношений между Украиной и Россией, то это может быть только нейтральная страна». Как с этим быть?
— Резников и Кравчук могут изменить свою точку зрения. Не удивлюсь, если они завтра скажут, что это гениальное решение — устроить встречу с Путиным, потому что… И придумают десять обоснований.
— Место встречи определил Путин. И оно совсем не то, куда его приглашал Зеленский. Понятно, что Путин будет жестко настаивать на своем. А Зеленскому, по его словам, важна суть встречи, а «где именно она будет — это детали». Как считаете, он действительно может поехать в Москву?
— Может. Не исключаю такого. Хотя международная практика свидетельствует, что в таких случаях переговоры происходят на нейтральной территории. Но от Зеленского можно ожидать всего, чего угодно.
— Российские СМИ пишут, что для Зеленского встреча с Путиным — событие с последствиями из разряда «оба хуже». «Анафеме предадут в любом случае. Встретится — проклянут те, кто не приемлет переговоры с оккупантами. Не встретится — проклянут те, кто сочтет, что он упускает редкий шанс решить кучу стоящих перед Украиной проблем». Просчитывают ли на Банковой отношение украинского общества к такому визиту?
— Мне сложно анализировать, что они там просчитывают и что в голове у Зеленского. Но соглашусь с оценкой, что он сам себя загнал в очередную, скажем так, неприятную ситуацию. С другой стороны, его никто ведь за язык не тянул.
Читайте также: «Зеленский и сам не верил, что Путин согласится встретиться с ним в Донецке», — политолог