— Когда в 1990 году я увлеклась росписью писанок, жила в однокомнатной квартире на столичной Оболони, поэтому обустроила рабочее место у себя на кухне возле газовой плиты, — рассказала заслуженный мастер народного творчества Украины известная писанкарка Оксана Билоус. — Почему у плиты? У меня тогда не хватало денег на свечи, чтобы нагреть писачок (инструмент для нанесения на писанки растопленный воск), вот я подносила его к пламени газовой горелки. Сейчас имею собственную мастерскую (она является частью моей нынешней квартиры) в центре Киева, провожу мастер-классы, продаю свои изделия через собственный интернет-магазин. У меня работают несколько помощниц.
— Кто вас заинтересовал писанкарством? Возможно, родители?
— Нет. Мои родители были врачами, а я после школы выбрала педагогический вуз, стала учителем географии и биологии. Но по специальности не работала. На пятом курсе родила ребенка, а через год и четыре месяца — второго. Ходить на работу, имея двух маленьких детишек, конечно, не могла. Судьба так сложилась, что мне посчастливилось познакомиться с этнографом и искусствоведом профессором Михаилом Романовичем Селивачевым и его очаровательной женой Натальей Федоровной. Когда была у них в гостях, увидела писанки. Они меня очень заинтересовали. Ведь я с детства люблю заниматься рукоделием и рисовать, в школе ходила в кружки вышивки, макраме, создавала мягкие игрушки.
Когда увидела писанки, захотела научиться их расписывать. Это было в 1992 году. Наталья Федоровна вела занятия в кружке росписи писанок, который тогда открыли для детей при политехническом институте. Я хоть и взрослая, пришла на занятия. Наталья Федоровна вложила мне в руки писачка, показала на одну из иллюстраций из выданного перед этим альбома исследователя Эраста Биняшевского «Украинские писанки» и сказала: «Рисуй, как на этой картинке». Печать того альбома был такой некачественный, что перерисовать с него изображение на яйцо, когда ты это делаешь впервые, оказалось трудно. Я не успела на занятии полностью выполнить задание. Наталья Федоровна дала мне с собой домой краски и писачок, которые она, кстати, привезла из Америки, когда была там в командировке (в Киеве нужные краски и принадлежности тогда еще не продавались). Так я стала учиться писанкарству.
— Ваша первая работа сохранилась?
— Да, но в обломках. Она была целой до тех пор, пока в моей семье не возникли проблемы. Писанка лопнул и этим будто предупредила, что вскоре расстанусь с мужем. Фото той первой работы (храню ее в отдельной коробке) я разместила в одной из своих книг, которая разошлась по многим странам, где живут украинцы.
Кстати, есть довольно много людей, которые надеются, что писанки (собственно, символика, которая на них изображена) помогают достичь той или иной цели: выздороветь, разбогатеть, поступить в вуз, приворожить, сохранить семью, заставить кого-то бросить пить или курить. Знаю, что эта общественная «эпидемия» (попытки решить свои проблемы, став владельцем писанки) особенно сильно поразила почему-то население Беларуси и России. Украину она, конечно, тоже не обошла, но в значительно меньшей степени. Убеждена, что писанки в таких делах не помогут. Однако, вера в то, что декорированное символами яйцо как-то поможет, по крайней мере морально поддерживает этих людей.
— А зачем писанки создавали наши предки?
— Чтобы повлиять на природные стихии. Роспись куриных яиц сакральными символами — это очень древняя, еще языческая традиция. Кстати, таких знаков не так уж и много — основных где-то около десяти и определенное количество их вариаций. А вот писанок с различными комбинациями цветов и сакральных знаков много тысяч.
В представлении людей прошлых времен писанка символизировала пробуждение природы после зимы. Поэтому женщины расписывали их именно весной. Знаки, которые они наносили на куриные яйца, должны были повлиять на природные стихии: солнце (чтобы лето было теплым), воду (чтобы не было засухи и чтобы поля не заливало дождями), огонь (чтобы не убила молния и не произошел пожар), землю (чтобы была плодородной) и так далее. Почему писали именно по яйцу? Потому что в нем находится зародыш, который наши предки воспринимали как символ жизни, весеннего возрождения. После принятия христианства церковь, вероятно, пыталась побороть языческую традицию. Но со временем писанки стали одним из атрибутов праздника Воскресения Господня.
— У вас сейчас пик заказов?
— Да. Где-то 90 процентов заказов мы получаем в теплый период года, а наибольший всплеск спроса как раз накануне Пасхи. Высокая заинтересованность нашими изделиями летом обусловлена тем, что в это время приезжает больше иностранных туристов. Они покупают писанки, потому что это одна из визитных карточек Украины
Читайте также: Уникальный мастер Анатолий Бойко: «Первые резные писанки я делал с помощью шуруповерта» (фото)
— Сколько вам понадобилось времени, чтобы достичь успеха в профессии?
— Сначала я вела кружки писанок (в том числе в Киевском дворце детей и юношества), несколько лет была сотрудницей кафедры этнографии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Но впоследствии стала работать самостоятельно, открыла собственную мастерскую. Мои работы пользуются спросом, но только лет пять назад доросла до того, что стала нанимать помощниц. Мы предлагаем нашим гостям собственную линейку красителей и наши фирменные писачки (они изготавливаются промышленным способом).
— Используете в работе настоящие яйца или деревянные заготовки?
— По классическим канонам для росписи берут куриные яйца с их естественным наполнением. Мы в моей мастерской научились через одно небольшое отверстие опустошать яйца с помощью компрессора для аквариумов. После того яйца тщательно моем, сушим и наносим изображение акриловыми красками.
— Покупаете яйца от домашних кур?
— Нет, только фабричные. Причем обязательно без печатей, потому что их очень трудно удалить. Такие яйца обычно продаются на рынках.
— Считали, сколько за 30 лет карьеры народной мастерицы расписали писанок?
— Такой бухгалтерии не веду. Но примерное количество назвать могу — где-то 10 тысяч. Я специализируюсь на воспроизведении писанок второй половины XIX — начала ХХ века, рисунки которых собраны в каталог исследователей, живших в те времена. Делаю коллекции таких писанок, показываю их на выставках, продаю. Ну, и пишу книги о писанках.
— Какие писанки люди в основном заказывают на Пасху?
— Выбирают красивые. А после Пасхи на поминальную неделю преимущественно покупают писанки, в которых доминирует черный цвет.
Читайте также: «Есть можно только крашенки. С писанкой по всем религиозным канонам так поступать запрещено»
— Кто в основном ваши клиенты?
— Понятно, что писанки привлекают, в основном, женщин, поэтому их больше и среди участников моих мастер-классов, и среди покупателей. Какой возраст преобладает? Трудно сказать. На моих мастер-классах вы увидите детишек, молодежь, людей среднего и старшего возраста. Правда из-за пандемии эта деятельность пострадала. Но карантин не будет длиться вечность. Как только ситуация нормализуется, мастер-классы продолжатся.
— Ваши работы есть в сборниках известных людей?
— Третий президент Украины Виктор Ющенко покупал мои писанки, а его жена Екатерина приезжала с детьми в мою мастерскую на мастер-классы.
— У вас много конкурентов?
— Говорю искренне: я не считаю других мастеров по росписи писанок конкурентами. Для меня одни из них друзья, другие просто коллеги. Никто из нас не стал миллионером, не ездит на «Бентли». Большинство писанкарей имеет какую-то основную работу, которая их кормит, а занятия творчеством — это хобби и определенный приработок. Ну, а для меня это не только призвание, но и единственный заработок.
Кроме писанок, развиваю еще два направления народного творчества: набивку изображений на тканях и приготовления печатных пряников. У русских есть знаменитый Тульский печатный пряник. Но и в Украине есть подобный продукт, традиция производства которого была потеряна в советские времена. Я приобщилась к его восстановлению.
— Как случилось, что занялись тканями и пряниками?
— Толчком стала одна красивая, с орнаментами, плахта из льна, которую я приобрела в художественном салоне. Напомню, что плахта — это не сшитая поясная часть женского украинского народного костюма, похожая на юбку. Я надевала эту плахту, когда участвовала в ярмарках и выставках. Кто-то из знакомых сказал, что орнамент на ней выбит с помощью специальных деревянных дощечек (вроде печатей). Со временем плахта совершенно износилась. Я захотела научиться ручной набивке изображений на ткани, чтобы по крайней мере повторить такую же плахту. Но долго не удавалось найти мастера или мастерицу, которые умели бы это делать.
Однако я не отступилась — овладевать этим ремеслом стала самостоятельно с помощью литературы. А потом на одной из ярмарок среди продукции мастера резьбы по дереву Владимира Маркиана мое внимание привлекли особые дощечки, которых я раньше не видела. «Они предназначены для изготовления печатных пряников», — пояснил Владимир. «А мне надо дощечки для набивки изображений на ткани, — сказала я ему. — Сможете такие сделать?» Он досконально разобрался в этой тематике. Я даже к нему на мастер-классы ходила. Владимир меня еще и печатными пряниками заинтересовал. Так я стала заниматься не только набиванием изображений на тканях, но и изготовлением пряников. А еще учу на мастер-классах украшать пряники съедобными рисунками.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о народных традициях Страстной недели и Пасхи.
Фото предоставлено мастерской Оксаны Билоус