Происшествия

«украинцы очень любят морские пейзажи, но ни за что не купят натюрморт с убитой дичью»

0:00 — 8 июня 2007 eye 1271

Владельцы единственного в Лондоне аукционного дома, специализирующегося на русском и украинском искусстве, Вильям и Екатерина МакДугалл, приехав в Киев, рассказали, какие картины покупают богатые люди с целью вложения капитала и как проходят мировые аукционы

Коллекционировать живопись сегодня не только модно, но и выгодно. За последние десять лет цены на русское и украинское искусство возросли на 530(!) процентов. Эксперты утверждают, что и это далеко не предел.

Многие наши состоятельные соотечественники с замиранием сердца ждут предстоящую Неделю русских аукционов в Лондоне. Среди потенциальных покупателей — известные украинские политики и бизнесмены. Однако имена их, по понятным причинам, не разглашаются.

«Старшее поколение тяготеет к классике, а 40-летние бизнесмены — к современному искусству»

Аукционный дом «МакДугалл» единственный в Лондоне специализируется на продажах исключительно русского и украинского искусства. Он также, единственный, имеет постоянное представительство в Украине. И, несмотря на свой достаточно молодой возраст (дому «МакДугалл» всего четыре года), он составляет серьезную конкуренцию крупнейшим аукционным домам с вековой историей — «Сотбис» и «Кристис». На русских сейлах (так называют продажи) «МакДугалл» представит около 350 лотов, оцененных в более чем 13 миллионов долларов. (»Сотбис» в нынешнем сезоне представит около 600 лотов, а «Кристис»  — чуть больше 100. ) Среди известных широкой публике имен авторов полотен — Константин Коровин, Наталья Гончарова, Марк Шагал, Петр Левченко, Илья Глазунов…

Владельцы Аукционного дома Вильям и Екатерина МакДугалл — супруги. Екатерина — в прошлом москвичка.

- Русские сегодня тратят миллионы долларов на покупку произведений искусств, — рассказывает Вильям МакДугалл.  — Русскими клиентами мы называем покупателей из бывшего СССР. Первенство держат москвичи, 15-20 процентов — украинская публика. Но эта цифра с каждым годом растет.

- Какой самый дорогой лот в вашем каталоге в нынешнем сезоне?

- Графический пейзаж Любови Поповой 1916 года, где изображен город Бирск (Башкирия), — говорит Екатерина.  — Предполагаемая цена, за которую будет продан лот, — миллион — полтора миллиона долларов. Среди топ-лотов также монументальный цикл знаменитого иллюстратора «Слова о полку Игореве» Дмитрия Стеллецкого «Времена года», выполненный в фирменном древнерусском стиле для знаменитого фабриканта Цетлина, в парижской квартире-салоне которого в начале прошлого века собирались Бунин, Куприн, Мережковский, Гиппиус… Еще один интересный лот — эскиз плаката Родченко к легендарному фильму Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», не прошедший политическую цензуру в силу… отсутствия революционного пафоса.

- В чем отличие нынешних русских продаж от предыдущих?

- Впервые коллекция разделена на две тематические части, — объясняют супруги.  — Первая — русское и украинское искусство конца XIX — начала XX веков. Вторая — послевоенное и современное искусство. Каждой части посвящен отдельный том каталога, предусмотрены отдельные торги. Замечено: старшее поколение больше тяготеет к классике, молодые же — 40-летние бизнесмены — к современному искусству.

- Ни одни русские торги не могут обойтись без полотен Айвазовского. Но на сей раз, говорят, великий маринист в каталоге «Сотбис» — отнюдь не самый дорогой. Гораздо дороже русский авангард…

- Если говорить о «моде» на искусство, то она тяготеет к началу XX века. Также наблюдается большой интерес к отечественным художникам, которые жили и учились на Западе. Однако «мода» — не главное. Есть тенденции. Последняя такова: люди хотят покупать однозначные шедевры, которые со временем вырастут в цене во много раз. Что же касается Ивана Айвазовского, то мода на него непреходяща — морской пейзаж будет продаваться во все времена. В Украине этот жанр очень популярен. Хуже продается портретная живопись — не все хотят видеть в своем доме «незнакомого» человека, не все любят и понимают абстракцию.

- А есть картины, которые продать практически невозможно?

- (Задумываются. ) Ну, например, на Западе коллекционеры любят покупать полотна, где изображена убитая дичь. Русские же и украинцы натюрморт с мертвым зайцем или мертвой уткой никогда не приобретут! Кровь, черепа, топоры, ножи  — в общем все, что связано с символикой смерти, славянам чуждо. Они считают, что в дом следует вносить исключительно положительные эмоции. Море, солнце, лес, красивые цветы — все, что навевает приятные ассоциации.

«В Англии аукцион — публичное мероприятие. На него допускаются все желающие»

- В Украине аукционы — закрытые мероприятия. Журналистов на них не хотят видеть категорически…

- Да? У нас — нет. Согласно английскому законодательству, аукцион — мероприятие публичное. На него допускаются все желающие. Единственное ограничение: фотографировать участников можно только с затылка. Многие покупатели хотят конфиденциальности.

- Да, но с затылка при желании тоже можно узнать человека…

- Ну если клиент опасается быть узнанным с затылка, он может в конце концов прислать на торги своего агента или принять участие в аукционе по телефону. Хотя у нас достаточно и таких покупателей, которые любят прессу и с удовольствием дают интервью.

- Приходилось ли вам иметь дело с подделками?

- Да, дважды пришлось возвращать клиентам деньги.

- Большой был скандал?

- Нет. Клиент обезопасен гарантией аукционного дома, а мы — профессиональной страховкой. Так что никто особо не пострадал.

- Кого из художников сегодня подделывают чаще всего? Говорят, Айвазовского, Шишкина…

- Нет, больше всего подделывают работы Казимира Малевича и художников его школы. Два кружочка, три квадратика… И «шедевр» готов!

- Сколько украинцев подали заявку на участие в вашем аукционе?

- Такой статистики пока нет. Русские и украинцы тем и отличаются от остальных, что нередко регистрируются в предпоследний день. И с этим ничего не поделать (улыбаются).

- Среди клиентов есть женщины?

- Нет, крупные лоты в основном «бьют» мужчины. Женщины только помогают сделать выбор.

- Правда, что приобрести полотно может не только частное лицо, но и музей?

- Так и есть. Причем как государственные, так и частные музеи.

- Я посмотрела ваши каталоги и практически не увидела соцреализма: пионеры, комсомольцы, рабочие, колхозники… Где все это? Читала, что соцреализм сейчас в зените продаж!

- Ну, это какая-то ошибка — на европейском рынке соцреализм пока отсутствует.

- Аукционы современного искусства и антикварного отличаются?

- Да, отличия есть. Например, на аукционах современного искусства часто любят присутствовать авторы работ. Они сидят в зале, переживают. Если работа продается, уходят счастливые. Нет — опечаленные.

- А вы сами коллекционируете живопись?

- Да, у нас есть полотна русских художников XIX века — Репина, Нестерова, Кустодиева… Когда мы покупали их работы, это было еще не очень дорого. Потом стали собирать русских художников зарубежья, то есть тех, что уехали из России детьми, — Андре Ланского, Сержа Иванова… Закончилось тем, что решили открыть свой аукционный дом.

«Картина Коровина висела у парня в гараже!»

- Есть лоты с детективными историями?

- В прошлом ноябре была такая история, связанная с потрясающей коллекцией живописи бывшего дягилевского танцора Теодора Козлова. Его американские наследники не особо придали значение этой коллекции. А когда спохватились, не смогли разобрать имя художника на полотнах, одно из которых висело в гараже у парня, работавшего автослесарем. Наследники обратились к нам, прислали фотографии работ. Когда мы увидели фото, ахнули: среди картин было три полотна Константина Коровина(!) Мы написали наследникам Теодора Козлова, что они обладают коллекцией огромной цены! В результате, продав ее, все пятеро стали миллионерами!

- Какова цель вашего визита в Киев?

- Общение с украинскими коллекционерами и презентация каталогов предаукционной выставки.

- Киев понравился вам?

- Да, особенно старый город и Днепр! — с блеском в глазах говорит Вильям.

- А меня потрясло то, какой ваш город зеленый, — улыбается Екатерина.

- Как вы с Вильямом познакомились?

- Вильям на четверть русский. Его дед и мой прадед очень дружили. Потом его дед уехал в Англию. А Вильям приехал в Москву искать свои русские корни…

- … А нашел вас и большую любовь?

- Да, именно так и было, — улыбается Екатерина, вручая мне на память каталог.  — В первый же день знакомства он сделал мне предложение.