Первый украинский электросамокат (он получил название Move One) легко узнать прежде всего по большим колесам, как у велосипеда. Они обеспечивают высокую проходимость: запросто преодолевают рытвины на дорогах, позволяют заезжать на бровку, ездить по пересеченной местности. К тому же с такими колесами на одном и том же запасе электроэнергии проезжаешь большее расстояние, чем на маленьких. Электрический двигатель размещен на переднем колесе.
— Наш электросамокат создан с учетом киевского рельефа (холмистая местность) и далеко не идеальных дорог, — говорит соучредитель стартапа Move One Константин Киричук из Киева. — Он развивает скорость до 30 километров в час. На одном заряде батареи проезжает 50 километров (при весе пилота до 80 килограммов). При этом максимальная грузоподъемность превышает 150 килограммов. Он очень легко и быстро складывается (в сложенном состоянии заднее колесо поднимается верх). Его удобно перевозить в легковом автомобиле (помещается практически в любой багажник) и в общественном транспорте. Например, чтобы показать электросамокат на одной из выставок в Запорожье, я сдал его в сложенном виде в багаж автобуса. Когда приехали в Запорожье, разложил электросамокат и покатил в выставочный центр.
— Инициатором идеи и автором дизайна является мой друг и партнер по бизнесу Ростислав Потопаев, — продолжает Константин Киричук. — Больше двух лет назад Ростислав переехал в Германию, но продолжает активно участвовать в усовершенствовании этой разработки и создании новых. Ведь Интернет дает возможность полноценно работать совместно в режиме онлайн.
— Как возникла идея создать столь непохожий на другие электросамокат?
— Началось с того, что шесть лет назад Ростислав Потопаев решил построить велосипед для езды лежа. К этому его подтолкнули проблемы с позвоночником. Для него стало проблематично ездить на обычном вело — при езде на нем толчки через сиденье передаются на позвоночник. Поэтому Ростислав, будучи энтузиастом двухколесного транспорта, занялся созданием концепта «лежачего» велосипеда.
Мы его создавали у себя в мастерской. Велосипед получился удачный, участвовал в конкурсах и завоевывал первые места. Сейчас его можно увидеть на столичном Подоле в центре HUB 4.0. Затем Ростислав создал еще и треколесный «лежачий» велосипед. Мы тогда занимались с ним бизнесом в области рекламы (например, разрабатывали дизайн вывесок и изготавливали их), а также производили торговое оборудование. Двухколесный транспорт был для моего друга хобби.
Когда были готовы «лежачие» велосипеды, он заинтересовался самокатами, ведь при езде на них нагрузка на позвоночник минимальная. Это было пять лет назад. В то время электросамокаты еще не стали такими популярными. Даже обычных механических самокатов для взрослых на рынке мы не нашли — только для детей и подростков. Оно и не удивительно: тогда увидеть взрослого человека на улицах Киева, едущего на таком транспортном средстве, было невозможно.
Читайте также: Электробайк, разработанный украинскими энтузиастами, попал в Книгу рекордов Гиннесса
Самый прочный самокат из тех, что нам удалось отыскать, имел грузоподъемность 85 килограммов. А Ростислав человек крупный — при росте 192 сантиметра весит больше 100 килограммов. Вот он и решил сделать механический самокат для взрослых. На этот раз мастерской стал его гараж в гаражном кооперативе, что напротив дома на улице Березняковской, в котором он тогда жил. Ростислав разработал дизайн, с помощью сварщика воплотил эту задумку: советский складной велосипед «Аист» переделал в самокат. Так что уже у самой первой модели, созданной Ростиславом, были большие велосипедные колеса. Изготовили четыре таких самоката. Назвали их по имени автора — «ростобайки».
— Затем их оснастили электродвигателями?
— Нет. Было не так. У Ростислава возникла идея создать совершенно оригинальную модель механического самоката для взрослых, который он назвал Move One (можно перевести, как «ехать одному»). Он разработал дизайн, 3D-модель. Нужно было рассчитать конструкцию, воплотить в инженерные чертежи. Без посторонней помощи было не обойтись. Благо, за годы работы в сфере дизайна рекламной продукции я познакомился со многими предпринимателями.
Мы обратились к знакомым из одной компании, которая уже 30 лет выпускает медицинскую технику. У нее есть высококвалифицированные инженеры, рабочие, станки. Они согласились поучаствовать в нашем проекте.
Читайте также: «Если велосипедист часто ездит по одной дороге, „умный“ шлем запомнит ее, и повороты будут включаться автоматически»
— Много времени ушло на воплощение задумки Ростислава?
— Полтора года. Ведь это сложная кропотливая задача сделать из дизайн-проекта готовое изделие. Все это время с нами трудился одаренный инженер Вадим Кащук. В 2018 году был изготовлен первый образец механического самоката для взрослых. Мы выпустили 10 штук и все продали на выставках (в том числе любителям экологического транспорта из США, Канады, Дании, Германии).
Ну, а затем настала эра электросамокатов. Ростислав переехал жить в Германию. К созданию нашей первой модификации Move One с электрическим двигателем и батареей подключился специалист по электротранспорту Валентин Панченко. Сохранили прежний дизайн с большими колесами: передним 20-дюймовым (508 миллиметров), задним 16-дюймовым (406 миллиметров). Ведь они имеют ряд важных преимуществ перед маленькими, которые устанавливают другие производители. Кроме практических соображений, наше решение имеет и то преимущество, что самокат с большими колесами выглядит стильно, по дизайну напоминает первые велосипеды, созданные в XIX веке.
— Вы уже наладили серийное производство своего электросамоката?
— Да. Собираем их на производственных мощностях компании, которая помогла нам воплотить в инженерных чертежах и в металле идею самоката Ростислава. Первую партию из 20 электросамокактов мы выпустили в 2019 году. Кредитные средства не привлекали. До конца того года все распродали на выставках, в которых мы участвовали. Вдохновленные успехом в следующем году построили 22 штуки.
Мы поставили цель уже в нынешнем году выпускать по 100 электросамокатов в месяц и наладить их экспорт за рубеж. Для этого нужно пройти сертификацию в Евросоюзе. Поскольку мой партнер по бизнесу Ростислав Потопаев живет в Германии, он вплотную занимается решением этой задачи. Стремимся реализовывать наши электросамокаты через уже существующие в Европе торговые сети и открыть там собственные интернет-магазины.
Читайте также: Развивает скорость 250 километров в час: презентован новый украинский вертолет
— Знаю, что есть специальный вариант вашего электросамоката для предприятий. В чем его особенность?
— У него съемная батарея. В чем смысл такого решения? Бизнесу важно, чтобы самокат в течение рабочего дня не простаивал. Поэтому для корпоративного варианта мы предусмотрели в комплекте сменную батарею. Получается, когда сотрудник проехал 50 километров и запас электроэнергии иссяк, он быстро снимает батарею, ставит сменную и может проехать еще 50 километров. А первую батарею — поставить на зарядку. Кстати, она заряжается как мобильный телефон, от стандартной розетки.
Два года назад мы передали в аренду одной из киевских фирм проката двухколесного транспорта несколько наших электросамокатов. Люди начали кататься на них по парку «Муромец», по территории ВДНХ и на Оболони. С учетом их пожеланий и замечаний мы внесли ряд усовершенствований. Например, стали заполнять шины специальным гелем — чтобы предотвратить проколы. Сделали выше клиренс (расстояние между дорогой и самой нижней частью электросамоката). В одном месте раму усилили, в другом, наоборот, убрали часть металла. Увеличили грузоподъемность со 120 килограммов до более чем 150.
— Сколько весит ваш электросамокат?
— Не больше, чем некоторые другие, — 21 килограмм. Есть, конечно, самокаты легче нашего, но у них и пробег на одном заряде меньше.
— Кто ваши покупатели?
— В основном это люди среднего достатка возрастной категории сорок плюс. Ведь мало кто из молодежи сможет выложить за электросамокат 1100 долларов — они покупают более дешевые за 12—15 тысяч гривен.
Мы сейчас особое внимание уделяем работе с компаниями — сдаче в аренду и продаже варианта наших электросамокатов для бизнеса. Это прежде всего предприятия, имеющие большие территории: заводы, фабрики, электростанции, порты, аэропорты… А также компании, занимающиеся курьерской доставкой, патрульная полиция (для нее мы уже провели презентацию нашего электросамоката), почтальоны (особенно сельские), рыбнадзор и многие другие.
Отдельный разговор — армия. Почти бесшумный высокопроходимый электросамокат может при грамотной маскировке успешно использоваться для решения тактических задач на фронте: тихо приехал на заданную точку, выполнил боевое задание и столь же скрытно уехал. Армейский вариант электросамоката можно сделать полноприводным — установить двигатель и на заднее колесо. Тогда проходимость будет еще большей. Езда по лужам, грязи ему ни по чем благодаря надежной защите от влаги.
Сейчас у нас есть своя творческая лаборатория, в которой разрабатываем перспективные модели, в том числе электромотоциклов и электроскутеров. Сотрудничаем с Киевским электромеханическим колледжем. Инженеры, которые работают с нашим стартапом, преподают в этом учебном заведении. Нам и студенты помогают — для тех из них, кто интересуется двухколесным электротранспортом, открыли мастерскую.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об изобретателе из Киева, который создал детскую версию Tesla Cybertruck.
Фото со страницы стартапа Move One в Facebook