Культура и искусство

Остап Ступка: «Когда отца не стало, некоторые „друзья“ исчезли в тот же момент!»

16:39 — 11 мая 2021 eye 3688

Когда человеку трудно, стоит напоминать себе: если сдаться, лучше не станет. Несмотря на все испытания судьбы, надо идти вперед, строить планы и реализовывать их.

«ФАКТЫ» продолжают проект «Мир после пандемии» — серию интервью с известными людьми и лидерами отраслей. О своем видении новых реалий уже рассказывали Андрей Курков, Павел Зибров, Ольга Сумская, Владимир Горянский, Василий Вирастюк, Элина Свитолина, Андре Тан, Евгений Клопотенко…

Сегодня наш собеседник — народный артист Украины Остап Ступка.

«Когда я болел ковидом, у меня повышенной температуры не было»

— Остап, осенью прошлого года вы переболели коронавирусом. Уже полностью восстановились?

— Почти. Однако еще есть некоторые нюансы.

— Правда, что после болезни вы бросили курить?

— Да. Организм сказал: «Хватит».

— Несмотря на пандемию, весь этот нелегкий период был для вас, насколько известно, плодотворным…

— На самом деле съемка сериалов «Карпатський рейнджер» и «Козаки. Абсолютно брехлива історія» была завершена еще в 2019 году, а на экраны они вышли в прошлом году. Также наконец состоялась премьера фильма «Сказка старого мельника», работа над которым продолжалась несколько лет. В театре наш новый спектакль — «Пер Гюнт» по Ибсену. Это классика, вершина мировой литературы. Ее мечтал воплотить на сцене еще Сергей Данченко, об этом думал и мой отец. И мы, коллектив театра, посвящаем эту работу памяти Сергея Владимировича и Богдана Сильвестровича, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Режиссер постановки — Иван Урывский, я играю главную роль.

— В чем сегодня вы находите вдохновение?

— В общении с друзьями, в хорошем кино, музыке. Интересуюсь, что происходит в мире искусства, какие возникают новые тенденции. Честно говоря, онлайн-форматы меня не очень радуют. Не понимаю, как можно посещать театр виртуально. Вживую — совсем другие впечатления и ощущения.

— В театре еще до начала представления создается особое настроение. Сама атмосфера вдохновляет. Это можно сравнить с тем, что люди на берегу моря сидят в ресторане, наслаждаются вином и блюдами. Затем покупают такое же вино и привозят домой. Открывают бутылку, и вдруг им кажется: нет, вино не то. На самом деле вино такое же, все дело в атмосфере. На море она действительно была другая.

— Атмосфера, конечно, очень важна.

— Какой же выход для работы театров? Возможно, он в современном кондиционировании, которое уже применяется за границей? Читала, что в Сеуле при входе в общественные здания температуру тела посетителя сканирует система бесконтактно — и по показателям или пропускает человека, или нет. Измерять температуру градусниками в общественных местах — это уже вчерашний день.

— Было бы замечательно, чтобы новые технологии применялись у нас. Однако следует учитывать и такой нюанс: когда я болел ковидом, у меня, например, повышенной температуры не было. Напротив, в первые дни была понижена — например, 35,2. А потом нормализовалась и была все время 36,4. Каждый человек переносит эту болезнь и борется с ней индивидуально.

Читайте также: Остап Ступка рассказал «ФАКТАМ» о последствиях коронавируса и отношениях с молодой женой

«Режиссеры возвращаются к своим шедеврам, переосмысливают их, перемонтируют»

— Мировой тренд — перевыпуск фильмов в новом качестве. Этим занимаются Гай Ричи, Фрэнсис Форд Коппола и другие известные режиссеры. Они могут осовременивать начало, финал, некоторые сцены, добавлять авторские комментарии.

— Сейчас есть время для переосмысления. Режиссеры возвращаются к своим шедеврам, переосмысливают их, перемонтируют. Это касается не только фильмов, но и театральных постановок. Творчество — это такая штука, которая позволяет изменять, редактировать. В кино это труднее делать, потому что оно зафиксировано, а в театре можно осовременивать спектакли каждый раз. Главное — чтобы было что редактировать, совершенствовать, потому что количество не означает качество. Сейчас, например, снимают много сериалов, но выйдут ли из этого приличные вещи, не говоря уже о шедеврах? И до пандемии много всего снималось. Особенно слезоточивых историй: он любит ее, она — другого, а тот — еще кого-то. Люди добрые, ну сколько же можно этот снятый на скорую руку примитив смотреть? Некоторые фильмы такие, что это вообще нельзя назвать кино. И при этом у нас в Украине столько материала — и исторического, и фольклорного, и современного. Почему это не используется?

— Возможно, потому что те, кто снимает этот примитив, хотят быстрых денег и популярности?

— Такая популярность как приходит, так и исчезает потом. Чтобы быть действительно популярным актером, надо что-то серьезное делать в жизни.

— Как вы считаете, изменится ли отношение к славе?

— Сейчас популярность приобретается любой ценой. Мерилом успеха стали лайки в соцсетях. Однако меня, например, там нет. Точнее, был, но сейчас потребности уделять этому время нет. Все время ждать лайков? Для чего? Многие только проснутся — и уже выставляют в соцсети свой завтрак, а потом — обед, ужин. Особенно любят люди показывать отдых: а мы, мол, уже на Канарах или еще где-то… Мне же, наоборот, очень хорошо, когда никто не знает, где я отдыхаю. Это мое личное дело!

«Помню, в прошлом году люди вообще боялись высунуть нос даже на балкон»

— Скажите, а что слава значит для вас? Она приносит человеку счастье?

— Откровенно говоря, приятно, когда люди подходят на улице и благодарят за какую-то роль или вообще за творчество. Даже когда просто улыбаются и здороваются, этого уже достаточно. Это означает, что они меня узнали и у них от этой встречи улучшилось настроение.

— В одном интервью вы рассказали, что с детства видели, как некоторые люди завидовали вашему отцу, а когда его не стало, многие «друзья» куда-то исчезли.

— Это правда. Когда отца не стало, некоторые «друзья» исчезли в тот же момент! Это те «друзья», которые хотели благодаря отцу (народный артист Украины Богдан Ступка был художественным руководителем Национального драматического театра им. Франко. — Авт.) через меня попасть в театр, решить какие-то свои проблемы… И даже некоторые люди, до сих пор работающие в театре, с которыми были дружеские отношения, отдалились. Почему? Потому что «власть поменялась»… И, возможно, это хорошо, что такие «друзья» исчезли из моей жизни.

— В начале пандемии казалось, что люди станут добрее, будут больше сочувствовать друг другу… Вы видите изменения?

— К сожалению, этого не произошло — во многих случаях каждый за себя.

— Еще в начале пандемии я не раз себя ловила на мысли: то, что происходит, — как в кино. А с вами такое не случалось? Вы не чувствовали, что граница между реальностью и кино стала условной?

— Что-то такое действительно есть. Вспоминается, что в прошлом году люди вообще боялись высунуть нос даже на балкон — так были напуганы. А сейчас привыкли.

— Вы смотрите в будущее с оптимизмом?

— Да! Человечество должно бороться и победить эту заразу. Верю в то, что и театр оживет, и кино будет идти в кинотеатрах.

Читайте также: Остап Ступка: «Папа всегда появляется во сне тогда, когда мне больше всего хочется услышать его совет»

— А что рассказывают о своем житье-бытье ваши зарубежные коллеги, с которыми вы общаетесь?

— Да у них тоже все непросто. До пандемии я снимался в Польше в сериале. Теперь же из-за пандемии уже нет возможности сниматься там больше года. Однако, несмотря на ситуацию с коронавирусом, в Европе снимается полнометражное кино. Какой-то процесс идет. Нельзя сказать, что все остановилось.

— Что, по вашему мнению, будет с путешествиями?

— Это меня тоже очень волнует, потому что я уже больше года никуда не ездил. В этом году хочется уехать туда, где еще не был. Есть желание увидеть новую страну, открыть для себя что-то неизведанное. Было бы хорошо, чтобы путешествия в нашей жизни остались. Ужасно, что мощные авиакомпании терпят такие колоссальные убытки, столько специалистов сокращено. На это сейчас больно смотреть. Надеюсь, все наладится.

— Какой урок должно вынести человечество из сложившейся ситуации?

— Люди должны стать добрее, объединяться, помогать друг другу. В этом наша сила.

— Что бы вы пожелали читателям «ФАКТОВ»?

— Здоровья, мудрости, добра, умеренности, уверенности и оптимизма.

Напомним, недавно в проекте «Мир после пандемии» самый дорогой современный художник Украины, работы которого известны во всем мире, Анатолий Криволап рассказал «ФАКТАМ», что искусство переключает человека на новые мысли, чувства, ощущения, а это в современных условиях, когда люди постоянно в напряжении, очень важно.

Фото в заголовке — кадр из фильма «Во всем виноват сценарист»