Рост цен на заправках, возобновившийся с начала мая, пока не остановился. Так, за неделю, с 5 апреля, литр бензина А-95 подорожал в среднем на 49 копеек, дизельного топлива — на 6 копеек, а цена сжиженного газа не изменилась. По состоянию на 13 мая средняя стоимость бензина А-95 составляет 29,34 грн за литр, дизтоплива — 28,29 грн, сжиженного газа — 15,77 грн. Однако, похоже, угроза возникновения в мае дефицита топлива, как ранее прогнозировали эксперты, заметно снизилась. Но правительство потребовало от трейдеров официально декларировать грядущее изменение стоимости топлива.
По словам экспертов энергетического рынка, основная причина подорожания горючего на АЗС — рост мировых цен на нефть и нефтепродукты. Так, с начала апреля по 7 мая мировые цены на нефть поднялись с 62 до 69 долларов за баррель, а нефтепродукты в Европе подорожали на 7−11%. При этом мелкооптовые партии дизельного топлива в Украине за тот же период подорожали на 10%, до 24,02 грн за литр, бензинов — на 8%, до 26,56 грн за литр марки А-92, а также до 27,42 грн за литр марки А-95.
Что касается ожидавшегося во второй половине мая дефицита дизтоплива и сжиженного газа, то угроза миновала в связи с изменением планов белорусских заводов и возобновлением поставок сжиженного газа компании «Роснефть». В частности, Мозырский нефтеперерабатывающий завод перенес плановый ремонт, и поставки в мае сохранятся на обычном уровне. Кроме того, в мае появились предложения ресурса «Роснефти» от компании SOCAR, которая стала преемником прекратившей работу в Украине компании Proton Energy. По мнению экспертов «Консалтинговой группы «А-95», прогнозный импорт этого топлива в мае может составить около 120 тысяч тонн. При общем балансе рынка сжиженного газа более 170 тысяч тонн этих партий будет достаточно для удовлетворения спроса в ближайший месяц.
Однако правительство подготовило новый сюрприз для отечественного топливного рынка, который со временем может отразиться на ценовой ситуации. С 12 мая вступило в силу постановление Кабинета министров Украины № 450, в соответствии с которым вводится государственное регулирование цен на топливо в период карантина. Согласно этому документу, дизельное топливо и бензины марки А-92 и А-95 были добавлены в перечень социально значимых товаров и товаров противоэпидемического назначения. Теперь автозаправочные сети при увеличении цен на топливо на 1% и более обязаны предварительно, за 20 дней, декларировать это повышение в Госпродпотребслужбе.
«Реализация проекта постановления позволит стабилизировать ценовую ситуацию на рынке топлива в условиях распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS CoV-2», — говорится в правительственном постановлении.
Однако такое решение вызвало недоумение у операторов и экспертов рынка. Еще на стадии его подготовки Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) призывала правительство отказаться от идеи введения декларирования изменения розничных цен на топливо, поскольку такой механизм будет нарушать принципы конкуренции на рынке.
Кроме того, декларирование розничных цен на нефтепродукты существенно уменьшит возможности сетей АЗС учитывать такие переменные факторы на рынке, как закупочные цены, логистические расходы, курсы валют, и, соответственно, оперативно реагировать на них изменением розничных цен.
«Фактически создается единая электронная база, которая показывает всю ценовую ситуацию на рынке у всех операторов нефтепродуктов, что позволяет каждому оператору синхронизировать свою ценовую политику и свести уровень конкуренции к нулю», — считают специалисты НАУ.
Эксперты также говорят, что предварительное декларирование цен может усилить позицию теневых и нелегальных заправок, которым, в отличие от официальных операторов топливного рынка, не нужно подавать декларации.
«Те, кто закупает сомнительное топливо с мини-НПЗ, не платит акциз, уклоняется от налогов, имеют возможность держать цены на колонке ниже себестоимости легального топлива, — сообщил «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Как показывает наш ценовой мониторинг, таких станций — около половины рынка. Разумеется, их продажи также перетекают в тень, забирая у легальных игроков выручку при неизменности затрат. В этих условиях легальные АЗС вынуждены повышать торговую наценку, чтобы на меньшем количестве проданных литров покрывать прежний объем затрат. Однако претензии и вопросы у Кабмина исключительно к «белым» игрокам топливного рынка, а не к тем, кто, нелегально продавая «бодягу», фактически крадет огромные деньги из госбюджета.
Что ж, теперь, видимо, правительство будет получать от заправок каждого первого числа, а может, и чаще, уведомления о возможном повышении стоимости литра топлива, например, на 10 гривен через каждые 20 дней. Но как это снизит колоссальный ущерб государству от разрастающегося теневого топливного рынка, непонятно", — подытожил эксперт.
Кстати, напомним, что с 1 мая все домохозяйства, использующие природный газ, автоматически перевели на новые, годовые тарифы. Они будут действовать на протяжении 12 месяцев — с 1 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года. В разных регионах тарифы заметно отличаются и колеблются от 7,88 грн до 13,5 грн за кубометр без учета стоимости распределения.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»