Пандемия коронавируса продолжается уже больше года. Совершенно очевидно, что когда-нибудь (хотелось бы, чтобы поскорее) она закончится. Медики и ученые предупреждают, что вирус никуда не денется, просто мы научимся бороться с ним с помощью вакцин, будем знать, как лечить тех, кто все же заразится. Однако наша повседневная жизнь вряд ли будет прежней.
Каким будет мир после пандемии? Этот вопрос волнует сотни миллионов людей в разных странах. Немецкая газета Die Zeit попросила ведущих европейских футурологов рассказать о том, как в ближайшее время могут измениться наши города, работа, питание, отношения. «ФАКТЫ» подготовили полный перевод этой интереснейшей публикации.
Как будет выглядеть наш мир после пандемии? Журналистка Сара Томшич обсудила это с шестью футурологами. Каждый из них первым делом объяснил, что ответ на этот вопрос не нужно искать, заглядывая в магический шар. Нужно просто оглядеться вокруг себя и правильно определить тенденции, которые и позволят нам понять, какой станет постпандемическая эра. Эксперты в различных областях жизни общества согласились друг с другом в двух вещах: перспективы у нас хорошие, и уже сегодня можно наблюдать позитивное развитие в некоторых сферах.
На этот вопрос ответил Аксель Цвек, преподаватель футурологии в Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена.
— За последний год мы научились самому главному: осознанию того, насколько важен круг людей, к которым мы можем обратиться за помощью во время кризиса. Особенно выросла роль семейных отношений. Пандемия преимущественно сблизила нас. Внучка записывает онлайн бабушку на прививку. Родители снова живут вместе со взрослыми детьми-студентами, которые испытывают финансовые трудности и не могут самостоятельно оплачивать жилье для себя.
Пандемия снова показала нам преимущества совместной жизни представителей разных поколений одной семьи. Осознание этого останется и после пандемии, и это приведет к смягчению, пересмотру ставшей уже классической идеи семьи, которая означает совместное проживание только двух поколений. Домовые хозяйства с несколькими поколениями, совместная покупка фермы с друзьями, совместное воспитание детей обоими родителями — все эти идеи становятся все более привлекательными.
Читайте также: «Украшайте дом сезонными цветами без всякого повода», — скандинавский дизайнер интерьера Катя Карлинг
Изменились и дружеские связи. За последние несколько месяцев мы привыкли к тому, что поначалу казалось недостаточным, неудовлетворительным. Мы вдруг поняли, что у этого тоже есть преимущества. За последний год мы привыкли к тому, что я называю цифровой эмпатией. Те, кто обычно встречался со своим собеседником в трехмерном формате, используя все органы чувств, теперь вынуждены ограничиваться исключительно голосом или двухмерным изображением. Увидеть на экране компьютера или смартфона, что ваш друг чем-то опечален, гораздо сложнее. Людям пришлось стать более внимательными друг к другу и научиться обращать внимание на нюансы в разговоре. И это важное приобретение, которое станет одним из преимуществ. Межличностные отношения в цифровом формате станут легче восприниматься.
Мы будем все чаще и чаще встречаться после пандемии, но она дала толчок к тому, чтобы каждый раз ставить под сомнение необходимость таких встреч — не только в профессиональном, но и в личном контексте.
На этот вопрос ответил Штефан Карстен, футуролог, географ-урбанист и эксперт по транспорту.
— Велосипед абсолютно точно станет победителем после пандемии. Во многих странах мы уже много лет наблюдаем тенденцию перехода на велосипеды. В Германии это стало массовым явлением благодаря пандемии. Есть несколько причин. Эта пандемия является прежде всего кризисом здоровья, поэтому люди все больше задумываются о своем физическом состоянии, осознают собственную уязвимость. В результате физическая активность приобретает все большее значение.
Одновременно общественный транспорт стал зоной повышенного риска. Каждый, кто садится в поезд метро, городскую электричку, сталкивается с большим числом носителей вируса. Велосипед является идеальной альтернативой. Рынок продаж велосипедов переживает бум. Для автомобиля нужно больше пространства. К тому же личный автомобиль не сулит ничего хорошего для физического состояния его владельца. Куда выгоднее и проще создать в городе больше велосипедных дорожек, чем парковок. Городской транспорт тоже будет вынужден приспособиться к новым реалиям. Автобусы, трамваи, городские электрички постепенно утратят свою нынешнюю значимость благодаря развитию велосипедного способа перемещения. Им придется интегрироваться в новую систему. То есть неизбежно на всех станциях появятся парковки для велосипедов, а также пункты их проката, чтобы каждый мог воспользоваться этим видом транспорта в любое время.
Изменения в способе передвижения окажут влияние и на наши города. Пандемия, несомненно, научит нас сократить радиус передвижения. Вы будете стремиться делать покупки в вашем районе. Вам захочется найти доктора как можно ближе. Люди уже отметили для себя, насколько важно иметь возможность удовлетворить свои ежедневные потребности в радиусе пешей доступности или поездки на велосипеде. Это новый образец мобильности. Он удобнее, он доступнее, чем личный автомобиль.
В Париже уже много лет популярна идея так называемого 15-минутного города. Цель состоит в том, чтобы каждый житель мог в течение 15 минут добраться до всех важных для повседневной жизни мест: супермаркета, спортивной площадки, врача, центра предоставления госуслуг, школы. Для этого необходимо децентрализовать весь город. Короткие расстояния — это качество жизни, и пандемия показала это. После нее идея 15-минутного города станет стандартом, к которому будут стремиться все большие города.
Ответ на этот вопрос дала футуролог Ханни Рюцлер, диетолог, специалист Института будущего Маттиаса Хоркса.
— Пандемия — это кризис здоровья. Мы понимаем, что на многое мы не можем никак повлиять. Есть много того, в чем мы ограничены, когда речь идет о защите нашего здоровья. Но мы точно можем повлиять на наше питание.
Свежие продукты питания переживают бум, который продолжится и после пандемии. Вместо того чтобы питаться в столовой, кафе или ресторане, гораздо больше людей стали готовить дома. Время, проведенное на кухне и за обеденным столом, значительно выросло, а вместе с ним и окрепло и осознанное отношение к тому, что мы едим. Экологичность и качество стали играть более важную роль, чем раньше.
За последний год обычным явлением стал заказ свежих продуктов питания в интернете. Торговые сети значительно расширили такую возможность. Производители продуктов питания все чаще выходят онлайн на конечного потребителя, минуя торговца-посредника. Большинство поставщиков теперь предоставляют более полную информацию о продуктах питания на своих сайтах, чем это делают обычные супермаркеты. Детали транспортировки, хранения, производства продуктов, их происхождение стали более прозрачными при заказе онлайн. Из-за пандемии заказ еды в интернете пережил подъем, на который в обычных условиях потребовалось бы от 10 до 15 лет. Эта тенденция сохранится и в будущем.
Так называемые люксовые сегменты рынка тоже нашли новый путь к конечному потребителю. Некоторые продукты питания, которые их производители прежде резервировали исключительно для лучших ресторанов, теперь легко можно купить онлайн.
Читайте также: Ресторатор Савва Либкин: «В Лас-Вегасе я уже был в ресторане, где робот готовит кофе»
Все это будет комбинироваться со стремлением покупать наиболее свежие продукты. Следовательно, стремительно растет роль региональных производителей. А поскольку люди хотят питаться разнообразно, местные производители будут вынуждены развивать и расширять свой ассортимент. Например, в Германии уже выращивают артишоки, рис и имбирь. И это только начало процесса.
Не в последнюю очередь пандемия изменила и условия приема пищи. У многих, кто работал из дому, снова появилось время поесть вместе с семьей. Три совместных приема пищи за день — у некоторых такого не было уже на протяжении нескольких десятилетий! Такой вид сближения сохранится. Пандемия сблизила человека и еду. Не только физически, но и эмоционально.
На этот вопрос ответил Свен Гет, футуролог и эксперт по трансформации.
— Исследования показывают, что время офисной работы сократится на 20−30%. Количество командировок также значительно уменьшится. Тем не менее будущее работы, конечно, не будет исключительно цифровым, я считаю это нереалистичным. Во многих профессиях это вообще невозможно. Рабочие места на производстве или в розничной торговле, скорее, заменят роботами, нежели переведут в формат удаленной работы.
Основные изменения ожидают представителей умственного труда. Большинство из них наслаждаются сегодня свободой удаленной работы. И работодателям, которые хотят привлечь таких людей, придется это учитывать.
Читайте также: «Окружайте себя тем, что дарит радость», — тренд-аналитик Стефан Нильсон
Вместе с тем люди — существа социальные. Общение в офисе, немного болтовни с коллегами в буфете или уголке для приготовления кофе — все это часто служит улучшению атмосферы в коллективе, увеличению производительности труда. Поэтому работодателям придется спросить себя: как создать условия, учитывающие оба варианта? Очевидно, схема должна быть очень гибкой и подразумевать встречи с коллегами хотя бы время от времени.
За год пандемии вырос и уровень «выгорания сотрудников». При работе из дому мы склонны к переработкам. Поэтому после пандемии нам придется интенсивно заняться рядом вопросов. Как достичь баланса в работе? Должен ли человек делать это сам, или это обеспечивает работодатель? Кампусы, подобные кампусам Google или других крупных технологических компаний, станут в будущем еще более важными. Это места, где сочетаются досуг и работа, структура и независимость.
На этот вопрос ответил Айке Венцель, футуролог из Института исследований трендов и будущего в Гейдельберге.
— Более года мы все были вынуждены мириться с тем, что наша повседневная жизнь наполнилась различными ограничениями. Коронавирус повлиял на наш быт и привычный уклад. Мы живем в обществе, которое во многом характеризуется индивидуализацией, но сейчас наши индивидуальные свободы оказались существенно ограничены, загнаны в непривычные для большинства из нас рамки. Мы ропщем, протестуем, не хотим выполнять эти правила. Но переоценка ценностей всегда является переговорным процессом. Нужно обсуждать и договариваться. На данном этапе ответственность стала важнейшей социальной ценностью.
Вопрос индивидуальной ответственности и ответственности перед обществом превращается в проблему коллективной ответственности человечества. Это как проблема глобального изменения климата. Мы живем на одной планете и зависим друг от друга. Если мы хотим обеспечить достойное будущее для себя и следующих поколений, нам следует выработать коллективную ответственность, сделать ее общим для всех принципом.
Лучший сценарий таков, что пандемия поспособствует развитию глобальной ответственности. Ведь в условиях нынешнего кризиса мы воспринимаем других людей как существ, которых мы можем защитить и которым можем помочь. Общество должно суметь распространить этот взгляд на весь мир, чтобы люди поняли: я несу ответственность не только за того, кто непосредственно рядом, но и за человека, чей дом затоплен из-за климатической катастрофы. Таким образом после пандемии мы можем стать обществом, которому удастся найти баланс между индивидуализацией и коллективной ответственностью.
На этот вопрос ответил футуролог Кристиан Шульдт, ведущий специалист Института будущего в Гейдельберге.
— В сфере потребления вопрос качества жизни приобрел благодаря пандемии совершенно новое значение. Ограничение возможностей потребления способствовало возвращению к тому, что действительно важно. В долгосрочной перспективе это приведет к более осознанному, социальному типу потребления. Потребление ради потребления постепенно сойдет на нет. Люди все больше будут задумываться о том, что они покупают.
Это означает прежде всего переход от количества к качеству. После кризиса потребители будут все чаще задумываться о системном: где были произведены товары, в каких условиях? В результате возрастет внимание к местным продуктам и производителям. Пандемия наглядно показала, насколько хрупкими являются многие цепочки поставок и как это напрямую влияет на нас, потребителей. Одновременно мы вновь открыли для себя небольшие магазины, находящиеся рядом, и научились ценить их.
Для того, чтобы выжить в конкуренции с онлайн-шопингом и небольшими магазинами в будущем, традиционным сетевым магазинам придется измениться. Все большее значение будут приобретать гибридные концепции: магазины, которые не только продают товары, но и являются местами потребления и получения эмоций одновременно, например, функционируя как коворкинг-пространства, кафе или ремонтные мастерские. Реальные встречи и социальный обмен все чаще будут становиться новыми аргументами в пользу аналогового шопинга.
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ» (оригинал Sara Tomšić/Die Zeit)
Читайте также: Без оптимизма жизнь лишена красок, — самый дорогой художник Украины Анатолий Криволап
Фото: https://ua.depositphotos.com/