С апреля в Украине подорожала растаможка автомобилей, ввозимых из США (напомним, именно из Соединенных Штатов завозится сновная часть бэушных машин в нашу страну). Государственная таможенная служба разослала своим подразделениям распоряжение «О расходах на транспортировку», направленное на обеспечение контроля за правильностью и точностью определения таможенной стоимости транспортных средств, ввозимых в Украину из Северной Америки. В дополнении к письму содержится информация о морских перевозках и страховании, полученная от компаний, занимающихся подобной деятельностью. Теперь эти данные придется учитывать таможенным подразделениям, чтобы платежи от растаможки автомобилей из США поступали в казну в полном объеме.
Прежде всего, напомним, как рассчитывается растаможка транспортных средств в Украине. В ней учитываются три налога: ввозная пошлина (составляет 10 процентов от стоимости автомобиля), акцизный сбор (зависит от объема двигателя и возраста транспорта), а также НДС (20 процентов от суммы стоимости авто, ввозной пошлины и акциза). Стоимость транспортного средства включает его цену в США, указанную в инвойсе, аукционный сбор (в случае, если транспортное средство покупалось на таковом) и стоимость доставки машины из США в Украину.
До недавнего времени Гостаможслужба считала фиксированную стоимость доставки в размере 400 долларов с одного транспортного средства. Теперь она выросла в среднем на 600 долларов и составляет около 1 тысячи долларов. Такую цифру называют и участники рынка, занимающиеся покупкой и доставкой автомобилей с американских аукционов, и таможенные брокеры, которым уже выставляют повышенную стоимость доставки. Хотя наши источники на таможне утверждают, что стоимость доставки не будет фиксированной, а будет варьироваться в зависимости от удаленности порта отправки до украинских портов: ближе порт — доставка будет дешевле 1000 долларов, дальше — соответственно, дороже.
Для понимания нового принципа начисления таможенных платежей приведем пример растаможки одной из наиболее популярных моделей, которую в больших количествах импортируют в Украину из американских аукционов битых автомобилей — VW Passat B7 2017 года выпуска с бензиновым мотором 1,8 литра TSI, который можно купить в поврежденном состоянии за 6500 долларов. До недавнего времени его растаможку рассчитывали исходя из цены 7600 долларов: 6500 долларов (чистая стоимость авто) + 700 долларов (средний аукционный сбор) + 400 долларов (доставка). Учитывая эти данные, ввозная пошлина обходилась в 760 долларов, акцизный сбор в 440 долларов и НДС в 1750 долларов. На выходе общая стоимость таможенных платежей составляла 2950 долларов.
Теперь цифра будет рассчитываться исходя из 8200 долларов (6500 долларов стоимости авто + 700 долларов аукционного сбора + 1000 долларов доставки). Учитывая эти данные, ввозная пошлина теперь обойдется в 820 долларов, акцизный сбор — в 440 и НДС — в 1890 долларов. На выходе общая стоимость таможенных платежей на сегодня составляет 3140 долларов.
Разница, казалось бы, не впечатляющая, но чувствительная для тех, кто с трудом собрал деньги на машину. Ведь не секрет, что битые автомобили из США возят далеко не олигархи.
Кстати, в 2020 году импорт автомобилей из Америки в Украину достиг почти 47 тысяч единиц, что дало общий доход в бюджет за год от таможенных платежей около 400—500 миллионов долларов. Если на каждом импортированном авто из США добавится по 200 у.е., то в среднем на 47 тысячах машин это даст дополнительно почти 9,5 миллиона долларов. Хотя куда лучше было бы, если бы эти средства поступили в государственную казну не из полупустых кошельков рядовых украинцев, а благодаря росту экономики страны.
Читайте также: Законы по упрощению механизма растаможивания «евроблях» вступили в силу: что изменится
Фото: Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»