Деньги

Порты подняли стоимость перевалки железорудных грузов: производители заявляют о сговоре

15:10 — 27 мая 2021 eye 257

В мире стремительно растут цены на железную руду. Для Украины, которая является одним из крупных игроков на данном рынке, это хорошая возможность поддержать собственную экономику. Поэтому ВР уже изучает проект закона о внедрении прогрессивной шкалы налогообложения на добычу руды, а гарант уже выразил полную готовность поддержать эту инициативу. По словам Зеленского, недра Украины принадлежат народу.
«Считаю увеличение налога на железную руду одной из важнейших налоговых реформ», — заявил он во время пресс-конференции.

Еще одна сфера, которая могла бы получить выгоду от роста мировых цен на железнорудное сырье, — транспорт: «Укрзалізниця» и порты, в частности порт «Южный», занимающийся перевалкой такого вида грузов. Длительное время они удерживали низкие цены на свои услуги, чтобы обеспечить конкурентоспособность украинских производителей руды на мировом рынке.

Теперь же, на фоне беспрецедентного роста цен на железорудное сырье в мире, порты подняли стоимость перевалки железорудных грузов до их рыночного уровня, но столкнулись с давлением со стороны крупнейших производителей ЖРС, таких как «Метинвест» и ЮГОК, а президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков и вовсе назвал это «монопольным сговором руководства порта «Южный» и ООО «ТИС-Уголь».

Первое, о чем говорят металлурги, — это что повышение цены на перевалку ЖРС-грузов приведет к тому, что весь экспорт руды из Украины прекратится.

«Якобы это приведет к отказу от действующих контрактов, падению доходов самих портов и других транспортных сфер, включая УЗ; к полной сдаче позиций на мировом рынке иностранным конкурентам; к увеличению инфляции; дефициту на рынке металлов», — считают отраслевые эксперты.

С другой стороны, позиция портовиков звучит более взвешенно: цены на перевалку ЖРС-грузов в Украине всегда были значительно ниже среднемировых. С 2018 года ставки на перевалку руды в портах, когда металлурги действительно нуждались в поддержке, были достаточно низкими — от 2,05 до 3,4 доллара за тонну при рыночной цене 3,4−5,2 доллара за тонну.

«На фоне нынешней стоимости самого сырья — около 200 долл. колебания стоимости услуг грузоперевалки в порту явно не выглядит фактором, который может привести к „к полной сдаче позиций украинских металлургов на мировом рынке иностранным конкурентам“. Более того, даже трехкратное (а не на 30%) не позволит увеличить долю стоимости грузоперевалки ЖРС в конечной цене», — считают портовики.

Так, согласно данным таможенной статистики, украинские горно-металлургические компании в 2020 году нарастили экспорт руды и железорудных концентратов на 16% по сравнению с показателями 2019 года — до 46,3 млн т. В денежном выражении экспорт ЖРС за год вырос на 24,8% - до $ 4,24 млрд.

«При нынешней цене на руду ($ 202/т на 21 мая 2021 года) рента по новой методике составит 32 доллара за тонну ЖРС, — подсчитал аналитик Concorde Capital Дмитрий Хорошун. — Если бы предложенный механизм действовал в 2020 году, когда ЖРС в среднем стоило $ 109/т, рента составляла бы $ 10,4/т (10% от цены), в 2019-м (средняя цена $ 94/т) — $ 7,6/т».

Повысив ренту, по мнению аналитиков Concorde Capital, государство заберет у металлургических компаний около 32% дополнительного дохода, вызванного ростом мировых цен на руду. Если же цены опустятся ниже $ 85/т, металлурги будут платить меньше, чем сейчас.