За последний год стоимость железной руды на мировых рынках достигла исторических максимумов, а в мае был зафиксирован ее пик. Причиной этого стал растущий аппетит китайской промышленности, увеличивающей производство продукции на основе стали. Для Украины, которая, по данным World Steel Association, занимает 11-е место в глобальном рейтинге выплавки стали, это должно было стать хорошей новостью, однако по обыкновению все обернулось скандалом.
По данным финансового и экономического информагентства Bloomberg, в начале мая этого года спотовые контракты на железную руду выросли до исторического максимума, превысив отметку $ 200 за тонну. Причиной повышения стоимости железной руды на мировых рынках оказались сталелитейные компании Китая, которые удерживают объем производства на уровне выше 1 млрд тонн в год. Растущий спрос в условиях пандемии коронавируса заставляет горнодобывающие компании мира наращивать производство стали. Причем, по данным экспертов, в обозримом будущем этот спрос вряд ли уменьшится.
Как заявил аналитик Commerzbank AG Даниэль Бриземанн: «Долгосрочные перспективы цен на металлы „слишком хороши“ и указывают на рост цен в ближайшие несколько лет».
При этом эксперт также добавил, что ажиотаж на рынке стали продиктован популяризацией энергоэффективной энергетики, в основе производства которой лежит этот металл.
«Тенденции декарбонизации во многих странах, в том числе переход на электромобили и расширение использования энергии ветра и солнца, вероятно, вызовут дополнительный спрос на металлы», — резюмировал Даниэль Бриземанн.
Несмотря на то, что экспорт стали составляет 10% от всего экспорта нашей страны, повышение спроса на этот товар обернулось скандалом. Эксперты, тесно связанные с металлургическими и добывающими компаниями, возмутились намерениями портовых операторов повысить ставку на перевалку железнорудного концентрата и обвинили их в сговоре, в результате которого порты, железные дороги и вся металлургическая отрасль якобы рискует понести неслыханные убытки.
Тем не менее в этих заявлениях очень расплывчато объясняется причина конфликта. По сути, они отвечают единому посылу, сводя все к тому, что операторы самовольно поднимают ставку на перевалку руды, угрожая рынку обвалом. О том, что ставки на перевалку руды в портах не поднимались с 2018 года и, по оценкам рынка, были малы (от $ 2,05 до $ 3,40 за тонну при рыночной цене $ 3,40−5,20), в этих заявлениях не упоминается. В принципе, ими являются крупнейшие производители железорудного сырья в Украине — международная горно-металлургическая компания «Метинвест» и Южный горно-обогатительный комбинат (ЮГОК), принадлежащие известному бизнесмену.
О том, что производители стали спекулируют на рынке, нанося ущерб интересам государства, недавно заявлял и президент Украины Владимир Зеленский.
«Считаю увеличение налога на железную руду одной из важнейших налоговых реформ», — заявил он по этому поводу, добавив, что руда принадлежит народу, а потому он поддерживает «разумное» повышение налога.
Владимир Зеленский также подчеркнул, что не даст компаниям получать сверхприбыль в 200−300% за счет государственных недр.
Стоить заметить, что подобную ситуацию, когда производители железорудного сырья годами недоплачивают в казну, сложно представить не только в Европе, но и в странах ближнего зарубежья.
Чтобы понять причину, по которой некоторые производители получили возможность зарабатывать за счет государственных предприятий, вынужденных работать себе в убыток, необходимо знать и специфику украинских договоренностей. Безусловно, этому положению способствовало влияние крупнейших производителей железорудного сырья на государственные предприятия, включая порты и «Укрзалізницю», а также на политические фракции и отдельных политиков. Кроме того, производители ЖРС пользовались нестабильным положением сырьевого рынка, годами диктуя государству свои условия.
На фоне этого заявления отдельных экспертов о якобы «колоссальных убытках» государства от остановки перевалки ЖРС и едва ли не «коллапсе» всей отрасли выглядят неправдоподобно. Ведь и государство, и операторы, и даже простые обыватели только выиграют от установления адекватной рыночной стоимости: налоги стимулируют экономику, а честные ставки для операторов позволят обновить мощности и нарастить экспортный потенциал Украины.
Все это в общей сложности поможет оздоровить экономику Украины. При сегодняшнем спросе на сталь, который, по прогнозам, будет только расти, Украина лишь выигрывает от усиления экспорта, и никак не наоборот. Единственные, кому не выгодно изменение ставок, это концерны монополистов — производители ЖРС, которые могут лишиться сверхприбылей.
Государственные предприятия годами работали с такими компаниями себе в убыток. В частности, за 1-й квартал этого года порт «Южный» зафиксировал 50 млн грн убытков и полностью завалил финансовый план из-за того, что ставка на перевалку руды была ниже рыночной. На этом фоне первое за несколько лет повышение портами ставки на ЖРС — на 30% при глобальном росте цен на железную руду более чем в два раза — выглядит весьма оправданно. Это позволит портам увеличить свои возможности, а правительству — покрыть часть бюджетного дефицита, который в 2021 году составляет 247 млрд грн, или 5,5% ВВП.
Очевидно, курс Украины на деолигархизацию работает, хотя и сталкивается с мощным сопротивлением. Этим и обусловлены попытки производителей железорудного сырья удержать влияние в своих руках. Тем не менее становится сложнее заставлять всех участников рынка продолжать работать в ущерб собственным интересам. Ведь сейчас Украина оказалась в таком положении, что защита национальных интересов из популистской фразы переросла в способ выживания. Поскольку сохранение текущей, мизерной стоимости перевалки руды при ее реальной стоимости и спросе может стать сильнейшим ударом по экономике Украины.
Фото https://ua.depositphotos.com/