Общество и люди

«Наши ученики читают в три-четыре раза быстрее, чем большинство их сверстников»

12:05 — 30 мая 2021 eye 1055

— Моя дочь Маринка научилась читать, когда ей было четыре года, — рассказывает Юлия Семенюк из Ровно, основательница образовательного проекта SmartReader, который стал одним из победителей грантовой программы от Украинского фонда стартапов. — Я вожу дочь в библиотеку, она много и с удовольствием читает. Благодаря этому развивается. Хочу, чтобы как можно больше малышей приобщались к книге. Это был один из мотивов, который побудил меня создать школу скорочтения и развития памяти для детей. Еще один мотив — желание помочь школьникам быстрее и лучше усваивать учебные программы. Ведь я долгое время работала преподавателем, видела, как много информации учащиеся должны считывать, запоминать и потом пересказывать.

«Через два года после окончания университета я стала заведующей кафедры в колледже»

— С чего начали создавать собственный бизнес?

— С открытия курсов обучения быстрому устному счету. Занялась этим, когда у меня уже был первый ребенок. Родила дочь после того, как шесть лет проработала в Техническом колледже Национального университета водного хозяйства и природопользования. По завершению декретного отпуска решила не возвращаться в государственное учебное заведение, где работала в должности заведующей кафедры. Нашла хорошую работу в частной фирме — учила бухгалтеров пользоваться бухгалтерскими компьютерными программами. Когда дочь начала подрастать, у меня появилось желание начать свой бизнес. Я преподаватель, поэтому и выбрала сферу образования. Приобрела у одной успешной и широко известной международной школы ментальной арифметики франшизу — право использовать ее методики. И открыла собственные курсы обучения быстро считать в уме. После курса обучения наши ученики считают со средней скоростью один пример за три секунды.

— Франшиза — дорогая покупка?

— Да, для нас с мужем она была очень дорогой — потратили практически все семейные сбережения. В то время (это было в феврале 2018) франшиза стоила четыре тысячи долларов. Такой суммы у нас не было. Поэтому договорились с владельцем международной школы ментальной арифметики, что заплатим половину стоимости, а остальные — в течение шести месяцев. Для проведения занятий арендовали помещения в школе и детском саду. Это стоило не очень дорого. Но все равно поначалу пришлось работать без каких-либо доходов.

— Значит, со временем вы расширили свой образовательный бизнес — добавили к курсам по обучению быстрому устному счету школу быстрого чтения и развития памяти?

— Да. Именно этот второй проект в начале мая получил грант от Украинского фонда стартапов.

— Какая сумма гранта, который вы получите?

— Это не секрет — 50 тысяч долларов. Часть денег потратим на совершенствование нашей уникальной компьютерной программы для обучения скорочтению и развитию памяти у детей.

— В чем заключается ее уникальность?

— В частности, в том, что это первая такого рода украиноязычная программа. Идея ее создания возникла у меня в ходе сотрудничества с международной школой ментальной арифметики, в которой я в свое время приобрела франшизу. Эта школа имеет очень хорошие результаты обучения быстрому устному счету в значительной степени благодаря тому, что использует специальную компьютерную программу. В ней много игровых элементов, поэтому дети охотно ежедневно самостоятельно тренируются с ее помощью, хорошо овладевая навыками счета в уме. Во время занятий в классе преподаватель проверяет их успехи, советует, на что обратить внимание.

Мы с моими методистами неоднократно говорили, что было бы здорово создать игровую компьютерную платформу и для формирования у малышей навыков скорочтения и развития памяти. Собственно, такая уже тогда существовала, но русскоязычная. А мы хотели украинскую. Нам самим разработать ее не под силу — надо заказывать в компьютерной фирме. Это стоит очень дорого. Муж посоветовал попробовать получить грант. Я вышла на Украинский фонд стартапов. Чтобы претендовать на финансовую поддержку, нужно было уже иметь учебную компьютерную программу хотя бы с минимальным функционалом. Мы решили рискнуть и вложить в нее личные деньги. Компания из Днепра согласно нашим пожеланиям создала эту уникальную программу. Наши ученики уже тренируются с ее помощью. Имея грантовые средства, сделаем эту компьютерную платформу еще более функциональной и интересной для детей, усилим игровые элементы. Замечу, что ассигнования на компьютерную программу — самые большие среди наших расходов.

— Что она собой представляет?

— Учащиеся выполняют определенные задачи и получают за это виртуальные монеты — ридкоины. За них они покупают персонажу этой программы — лисичке — разные вещи: скейтборды, телефоны, самокаты, наушники, одежду, головные уборы и тому подобное. Детей это захватывает, им хочется приобрести для лисички новые подарки. Это один из стимулов стараться выполнять задания. Среди стимулов и то, что ученики видят результаты других детей. Вот и стараются не отставать.

Ребенок должен уделять занятиям с помощью этой компьютерной платформы хотя бы 20 минут в день. Это позволяет до автоматизма натренировать навык быстрого чтения и запоминания. Учитель это контролирует во время занятий в классе.

«Благодаря нашим методикам развития памяти дети легче запоминают иностранные слова, стихи, даты»

— Специалисты утверждают, что начинать учиться, например, танцам или игре на скрипке следует с раннего детства. А какой возраст оптимален для скорочтения?

— Особых возрастных требований нет. Взрослым, кстати, тоже не поздно овладеть этим навыком. Сейчас мы работаем с детьми в возрасте от 6 до 12 лет. Единственное требование, которое выдвигаем — ребенок должен уметь читать (пусть даже очень медленно, хотя бы пять слов в минуту). Сейчас у нас в стадии разработки программы для старших детей и взрослых. Также создаем программу для детей, которые еще не умеют читать.

— Сколько месяцев длится обучение?

— От трех месяцев до года — в каждом случае индивидуально. Когда родители приводят к нам ребенка, мы проводим с ним собеседование, тестируем, чтобы определить уровень подготовки. Это позволяет предложить программу занятий, наиболее подходящую именно для этого ребенка. Для учащихся 10 лет и старше курс длится полгода. Для младших детей — дольше.

— Насколько возрастает скорость чтения у детей, прошедших у вас обучение?

— Как правило, они читают в три-четыре раза быстрее, чем их сверстники. Ученики, старше 10 лет, достигают скорости чтения 400−600 слов в минуту. Младшие — до 200 слов в минуту (обычно малыши читают 40−100 слов в минуту). Скорость, с которой читает ребенок, отслеживает наша компьютерная программа. Учитель имеет доступ к этой информации. Важно помнить, что достичь положительного результата ученики могут при выполнении трех условий: не пропускать занятия, выполнять рекомендации учителя, добросовестно тренироваться с помощью компьютерной программы. Следует понимать, что обучение скорочтению прежде всего приучает читать правильно и регулярно.

— Как это — правильно?

— Это когда человек понимает и хорошо запоминаю прочитанное, может пересказать содержание.

— У детей, которые учатся по вашей программе, улучшается успеваемость в школе?

— Да. И даже по такой дисциплине, как математика. Объясню, почему. Ученик, который читает очень медленно, по слогам, часто элементарно не понимает сути математической задачи. Потому что пока прочитает, допустим, третье слово, забудет первое. Когда он научится читать быстро, эта проблема исчезнет. Благодаря нашим методикам развития памяти дети легче запоминают иностранные слова, стихи, даты, разные термины.

— Много детей учится в вашей школе быстрого чтения и развития памяти?

— С учетом всей сети около 200 учеников. Количество мальчиков и девочек почти одинаковое.

— Вы создали сеть школ в нескольких городах?

— Я пошла путем продажи франшизы. Инициативные, предприимчивые люди из разных городов покупают ее у нас и по нашей бизнес-модели открывают собственные курсы скорочтения и развития памяти, используя наши методические наработки. Так создается сеть. В апреле к нам присоединились предприниматели из семи городов (они пока готовятся к старту занятий). Итак, наша сеть охватывает уже 12 городов, в том числе Киев.

— Летом продолжите обучение?

— Да, мы предлагаем занятия в летних лагерях. В Ровно такой лагерь точно будет. Знаю, что партнеры из Белой Церкви, Борисполя, Житомира и других городов намерены также организовать летние лагеря. Их программа составляется так, чтобы больше половины времени дети проводили на свежем воздухе, играли в подвижные игры.

— Карантин повлиял на ваш бизнес?

— Безусловно. Когда в начале пандемии мы были вынуждены перейти на онлайн-формат, от нас ушли около 30 процентов учащихся. Некоторых детей отправили к бабушкам и дедушкам в села, где нет интернета, кто-то из родителей потерял работу и не мог платить за обучение. Но в сентябре к нам пришло много детей, и количество учеников стало даже больше, чем до карантина. В этом году мы работали в режиме локдауна только один месяц — остальное время проводили занятия в классах. Плюс ежедневные тренировки с помощью компьютерной программы.

— Как я понимаю, вы очень много работаете. Остается свободное время?

— Почти нет. Учтите, что сейчас у меня двое детей. В феврале 2018-го я приобрела франшизу в международной школе, а в июле того же года забеременела. В 2019-м вышла интересная ситуация. Мы провели региональную олимпиаду по скоростному устному счету. Еще вечером я объявляла имена победителей, а на другой день утром родила сыночка Мартина. На третий день после родов вышла на работу. Разумеется, не на весь день. Декретного отпуска на этот раз не было, как говорится, назвался груздем — полезай в кузов.

Как сообщали «ФАКТЫ», с сентября в Украине планируют обучать школьников информатике с помощью игр.

Читайте также: «Как только выключили телекамеру, директор школы отметила, что одними танцульками детей не научишь»

Фото со страницы Юлии СЕМЕНЮК в «Фейсбуке»