Министерство юстиции не согласовало приказ Мининфраструктуры об ограничении сроков эксплуатации вагонов, а у лоббистов ввоза старых вагонов появились новые возможности для сомнительного импорта подержанного подвижного состава на территорию Украины. Об этом пишет издание «Дело».
«Длительные переговоры участников рынка с регулятором и УЗ привели к появлению вначале полного прямого запрета на ввоз вагонов со стороны Кабмина, а затем — к проекту приказа Мининфраструктуры „Об утверждении порядка установления запрета эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте“, где расписаны граничные сроки эксплуатации для разных типов вагонов. Кроме того, документом установлены правила проведения капремонтов — их должны проводить вагоноремонтные предприятия Украины», — говорится в публикации.
29 мая агентство «РБК-Украина» сообщило о возврате Минюстом приказа Мининфраструктуры, документ должен быть отменен.
«А если ведомство Александра Кубракова все еще хочет решить проблему, то проект документа нужно разрабатывать заново и снова согласовывать со всеми заинтересованными сторонами», — пишет «Дело».
В публикации отмечается, что фактически такое положение дел сводит к нулю все договоренности и компромиссы, достигнутые на рынке.
«В окружении министра утверждают, что таким образом он попытается вступить в переговоры о корректировании документа в интересах крупных промышленных групп. Они являются крупнейшими грузоотправителями и больше всего заинтересованы в наличии на рынке дешевых вагонов, независимо от их возраста, опасности эксплуатации и разрушительного влияния на инфраструктуру. Интересы таких отправителей пересекаются с интересами владельцев таких вагонов», — говорится в публикации «Дело».
Однако, напоминает автор, наиболее скандальным стал ввоз вагонов в обход прямого запрета Кабмина компанией с очень запутанной «биографией» — ООО «Альфара», к которой может иметь отношение один из членов набсовета «Укрзалізниці» Адомас Аудицкас.
В апреле 2021 года Госбюро расследований и Нацполиция проводили обыски в «Укрзалізниці», ряде компаний, которые принимали участие в схеме незаконных поставок подержанных вагонов из России. Кроме того, обыски проводили и в офисе у Адомаса Аудицкаса, который, предположительно, мог быть одним из координаторов схемы со стороны УЗ.
«Дальнейшее блокирование и отмена приказа Мининфраструктуры выгодны и крупным грузоотправителям, и „Укрзалізниці“, и участникам различных схем, которые собираются и в дальнейшем „накачивать“ украинский рынок металлоломом под видом грузовых вагонов», — считает автор материала.
Он предполагает, что у ведомства Дениса Малюськи может быть несколько причин для отмены приказа.
«Первая — «приглашение к переговорам» всех заинтересованных сторон и попытка выиграть время. Вторая — угодить кому-либо конкретному из пула бенефициаров блокирования. Третья — желание помочь «друзьям-реформаторам», которые стоят за схемой «Альфары», — отмечается в публикации издания «Дело».