В конце прошлой недели на отечественном топливном рынке наблюдалось замешательство после сообщения о возможном сокращении поставок бензина из Беларуси. Однако уже в понедельник, 31 мая, стало известно, что о полном прекращении поставок белорусского бензина А-95 речь уже не идет. Хотя объемы импорта существенно сократятся. Так что же приходит на украинском топливном рынке из-за международного конфликта с Беларусью после пиратского захвата режимом Лукашенко ирландского самолета в воздушном пространстве страны?
Напомним, что в пятницу, 28 мая, появилась информация, что Белорусская нефтяная компания (БНК) не подтверждает номинации на поставки в Украину бензина А-95 на июнь. При этом поставки бензина марки А-92 предусмотрены в полном объеме, согласно ранее заключенным контрактам. Как сообщил порталу enkorr на условиях анонимности представитель украинской компании-импортера, причины отказа в отгрузке белорусами бензина А-95 не известны. В связи с этим многие эксперты предупредили о возможности временного дефицита бензина на украинских АЗС. Ведь сегодня доля белорусского бензина А-95 составляет около половины отечественного розничного рынка.
— Сразу хочу отметить, что сейчас в Украине достаточные запасы топлива и перебои могут возникнуть ближе к середине июня, — рассказал «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — И если даже они возникнут, то продлятся не более недели-двух. Но я надеюсь, что нехватки бензина и вовсе не будет, если сейчас импортеры и украинские НПЗ быстро переориентируются.
Ажиотаж в СМИ в связи с возможным сокращением или даже остановкой поставок белорусского горючего, в первую очередь испугал самих белорусов. Ведь Украина является главным покупателем белорусских нефтепродуктов. Особенно это актуально в свете санкций, которые вводятся западными странами в отношении Беларуси. В частности, Министерство финансов США подтвердило, что с 3 июня возобновит действие санкций в отношении компаний «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и ее американского филиала из-за инцидента с самолетом компании Ryanair 23 мая.
Видимо поэтому еще вечером в пятницу, 28 мая, заместитель генерального директора компании «БНК-Украина» Сергей Мельников заявил, что Белорусская нефтяная компания не выдавала никаких запретов на поставку бензинов марки А-95 и других видов топлива в Украину. «Дело в том, что номинация топлива А-95 для украинских контрагентов на июнь происходит до 5 числа месяца поставок, — сообщил Сергей Мельников. — То есть бить тревогу преждевременно, и до 5 июня времени еще много», — отметил он.
И вот в понедельник, 31 мая, стало известно, что в июне Белорусская нефтяная компания таки поставит в Украину около 10 тысяч тонн бензина марки А-95. Стоит напомнить, что нормативный объем поставок белорусского бензина составляет 55 тысяч тонн в месяц. Сокращение объема объясняется начинающимся с 1 июня плановым ремонтом на Мозырском НПЗ. Однако эксперты считают, что Украина сможет легко заместить недостающие объемы из других источников.
Стоит напомнить, что 14 мая Кабинет министров Украины неожиданно принял постановление, которым ввел государственное регулирование цен на топливо. В частности, на период действия карантина установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн за литр и бензина — не выше 5 грн за литр. Правда, госрегулирование не распространяется на бензины премиальных марок. В результате стоимость литра горючего на некоторых АЗС снизилась на 1−2 грн.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»