Стиль жизни

«Орнаменты из старинного турецкого фарфора словно оживают на льняных платьях»

6:42 — 2 июня 2021 eye 1542

Специфика работы дизайнеров одежды такова, что они всегда живут будущим. Летом у них как раз зима. Зимняя коллекция молодого украинского дизайнера родом из Луцка Алены Чини, основу которой составляют вышитые вручную шерстяные платья, уже почти готова. А ровно через год в Париже состоится показ летней коллекции. Всемирно известную столицу моды, конечно, трудно чем-то удивить, но Алена попробует. Она уже приготовила уникальные женские наряды из чрезвычайно тонкой хлопчатобумажной ткани, щедро расшитые золотой нитью.

Ткани Алена заказывает на той же фабрике, что и Виктория Бекхэм

Серия лимитированной одежды Alona Cini только заходит на украинский рынок, а между тем ее уже хорошо знают в Турции. В модных магазинах Стамбула и Бодрума, где продаются известные турецкие бренды, Алена (единственный там украинский дизайнер) вот уже несколько сезонов подряд выставляет свои коллекции. И наряды прекрасно продаются. В Стамбуле она владеет ателье, а ткани с собственноручно разработанными узорами заказывает на той же стамбульской фабрике, что и Виктория Бекхэм. Заказы очень маленькие: несколько погонных метров, чтобы хватило на создание единичных экземпляров одежды класса люкс. Конечно, цена одного такого метра сказывается на стоимости готового изделия, но и товар ведь не для массового потребителя. Одежду от Alona Cini носят звезды и самые влиятельные люди Турции.

Не так давно Alona Cini покорила Львов, приняв участие в показах летних коллекций. Дизайнер говорит, что после этого на нее обратили внимание и в родном Луцке. Сейчас же, пока длится карантин, большинство эксклюзивных вещей расходится через интернет-заказы.

История Алены в чем-то напоминает историю Роксоланы. Красивая талантливая украинка вышла замуж за богатого турка из очень знатного рода и стала в чужой стране законодательницей моды, совместив в своем творчестве духовное наследие двух народов. Она соединила в стильной одежде украинскую вышивку гладью и турецкие узоры из керамики, чего до нее никто в мире не делал. И это пришлось по душе ценителям аутентичности как в одной, так и в другой стране. Но эта география, безусловно, будет расширяться.

Тяга к шитью передалась Алене от мамы, Галины Антоновны, которая имеет хороший вкус и занимается этим делом профессионально. Алена же с детства мечтала стать артисткой, поэтому поступила в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого.

— Я даже успела сняться в турецком фильме, уже будучи беременной, — улыбается Алена. — За мужем, с которым мы познакомились в Киеве, где у него был бизнес, переехала в Стамбул, осознавая, что это крах моей профессиональной карьеры. Но я ехала за большой любовью, и все остальное казалось несущественным.

Читайте также: «Чтобы воссоздать старинную вышиванку, понадобилось семь месяцев кропотливой работы»

С рождением дочери мир Алены на некоторое время сузился до пространства, ограниченного размерами дома, хоть и немалого. И она будто растворилась в истории знаменитого рода супруга. Женщина со всех сторон была окружена керамическими изделиями тонкой работы, расписанными невероятно красивыми орнаментами, которые можно рассматривать и рассматривать, как в музее. Тарелки, вазы, пиалы, сервизы, панно, плитка… Всю эту красоту, которая давно стала антиквариатом, когда-то изготавливали вручную на фабрике Kutahya AzimÇini Fabrikasi, основанной далеким предком ее мужа в городе Кютахья. Кстати, оттуда происходит и их фамилия — «чини» на турецком означает «керамика».

Кютахья знаменита на весь мир своей особой белой глиной, которая как нельзя лучше подходит для изготовления керамической продукции. Это ремесло успешно развивается и сейчас, но от фабрики семья Чини уже давно избавилась. Ее разнообразная продукция была известна еще с XVI—XVII вв.еков. Расписанная яркими геометрическими узорами, изображениями флоры и фауны, она предназначалась для элиты Османской империи, но быстро завоевала и европейский рынок. Керамической плиткой фабрики Чини было украшено здание Османского суда. Ею выложена гробница Роксоланы и украшен гарем в главном дворце Османской империи Топкапы, где украинская пленница жила со своим султаном. Плитка украшает мечети и церкви по всей Турции. Керамические изделия фабрики в свое время были удостоены высоких наград во Франции, Германии, Великобритании. Аналоги кафельной плитки можно увидеть в отделке Лувра и лондонского Музея Виктории и Альберта.

«Перерисовывая узоры на бумагу, приглушала тоску по Украине»

— Однажды ко мне пришло вдохновение, и я стала перерисовывать орнаменты на бумагу, — вспоминает Алена. — Находила в этом занятии отдушину, приглушая тоску по семье, оставшейся в милой Украине. Бывало, закрою глаза — а мне мерещатся зеленые деревья вдоль дороги… И как-то так все переплелось в моем воображении, что и сама не заметила, как желание совместить две культуры переросло в нечто более серьезное, чем увлечение. Я пошла учиться в международную академию Collėge LaSalle на фэшн-дизайнера. При этом рисовала эскизы, разрабатывала орнаменты, переносила их карандашом на выкройку и вышивала гладью.

Читайте такеже: «Прямиком в нулевые»: Андре Тан рассказал, какой гардероб мешает карьере

Самой большой проблемой, признается дизайнер, было найти в Турции помощницу-вышивальщицу. Разыскивала рукодельницу и через своих знакомых по селам, и через службу занятости. А нашла случайно, рассказав о своих хлопотах мастеру ателье. «Да моя жена умеет вышивать», — сказал мужчина. Но самое интересное, что семья жила через дорогу от ателье.

Пять лет назад Алена Чини представила в Стамбуле свою первую коллекцию женской этно-одежды. Турецкие дизайнеры и модницы были поражены. На платьях и блузах из шелка и льна с широким рукавом в украинском стиле вышитые нитками птицы и цветы, перенесенные со старинного фарфора Чини, будто оживали, наполняясь теплом. Это не просто одежда, а настоящие произведения искусства, воплощение истории традиционной керамической росписи, продолжение семейного ремесла в новой форме. Такого никто до Алены не делал не только в Турции, но и во всем мире.

— Ручной вышивкой в Турции почти не занимаются, — рассказывает Алена. — Если элементы этого распространенного в Украине вида народного творчества где-то и встречаются, то это машинная работа, которая не несет никакой энергетики. А теперь она стала в тренде. Семья Чини гордится тем, что я «оживила» древние семейные реликвии, вдохнув в них новую жизнь. А я горжусь, что моя дочь Селин имеет такую родословную.

Теперь, по словам дизайнера, настало время дать понимание ребенку, кто его предки по материнской линии. Тут сыграли роль карантинные ограничения, год назад Алена с дочкой переехали в Украину. К счастью, с интеграцией в новую среду, так же, как и с языком, у семилетней Селин проблем нет. Девочка одинаково хорошо владеет турецким, украинским и английским, а еще изучает французский.

«Одно платье может находиться в работе два-три месяца»

— Нелегко было и в родных краях разыскать вышивальщиц, чтобы привлечь их к моему промыслу, — улыбается Алена Чини. — Разучились женщины держать иголку в руках, не хотят сидеть над полотном. Нашла мастериц только в селе, расположенном в 60 километрах от Луцка, куда меня направила бабушка. Но все женщины в возрасте, к которым я обращалась, отказали мне. Просто не хотели лишних хлопот. Тогда мы с мамой решили развешивать объявления на столбах. И тут подошла одна женщина: «Я умею вышивать, и соседка моя умеет». Так нашлись первые шесть вышивальщиц. Теперь их в том селе уже шестнадцать. К матерям присоединились дочери. И это так вдохновляет, потому что ремесло возрождается, передается из поколения в поколение.

Читайте также: Пальто и «трубы»: названы главные тренды лета-2021

Свои коллекции Алена Чини создает с таким расчетом, чтобы одежда была в тренде не полгода, на что обычно нацелены дизайнеры, а не выходила из моды много лет, передавалась от матери к дочери, от дочери — к внучке. Она принципиально работает только со льном и шелком. Ее платья, блузы, туники, юбки выполнены в романтическом стиле, легкие и воздушные, подчеркивают женственность. Это фасоны для бизнес-леди, коллекция одежды коктейльного и круизного стилей.

— Одна из последних разработок — расшитые воротники к платьям, — рассказывает дизайнер. — Вскоре запущу вечернюю коллекцию. В планах также создать линию постельного белья. Более десяти единиц в одной коллекции не встречается.

— Сколько времени уходит на создание эксклюзивной вещи?

— Поскольку орнаменты сложные, то одно платье может находиться в работе два-три месяца. Юбка — от двух недель.

— Какие нитки используете?

— Покупаю только немецкие, в них очень качественные цвета, стойкие краски.

— А сами берете иголку в руки?

— Время от времени. Когда есть настроение.

— Где вам легче работается — в Турции или в Украине?

— Конечно, дома. Здесь меня все понимают с полуслова. Все-таки сказывается менталитет между двумя народами. Но зато я получила хороший опыт. К тому же в Турции процесс уже, как говорится, поставлен на рельсы, и я рада, что древняя культура, к которой принадлежит род Чини, переживает ренессанс. В Украине у меня все еще только начинается.

Читайте также: «Мы первыми в Украине создали одежду с дополненной реальностью», — дизайнер Катерина Бякова

Ранее дизайнер Елена Голец рассказала «ФАКТАМ» о новых трендах в летней одежде.