Пандемия продолжается. И, кажется, ей нет конца. Новые штаммы показывают нам, что борьба не заканчивается… Однако хочется верить в лучшее, строить планы, делать новые шаги, несмотря на трудности. Мы не можем заглянуть в будущее. Но не имеем права не думать о нем и не заботиться.
«ФАКТЫ» продолжают проект «Мир после пандемии» — серию интервью с известными людьми и лидерами отраслей о новых реалиях жизни. Своими размышлениями по этому поводу делились Андрей Курков, Михаил Жванецкий, Элина Свитолина, Василий Вирастюк, Жан Беленюк, Ольга Сумская, Тамара Яценко, Виктор Андриенко, Павел Зибров, Виталий и Светлана Билоножко, Александр Пономарев, Андре Тан, Дима Борисов, Евгений Клопотенко… Сегодня наша собеседница — известная биатлонистка, олимпийская чемпионка Елена Пидгрушная.
— Елена, каким вы видите спорт после пандемии?
— Это будет зависеть прежде всего от того, насколько сильна федерация того или иного вида спорта. Международную федерацию биатлона, наверное, можно ставить в пример всему миру. Во время соревнований на стадионах не было зрителей, но, насколько мне известно, федерация обеспечивала финансовые компенсации стадионам, чтобы им было выгодно нас принимать. За свой счет она делала и тестирования — а это миллионы долларов, потому что каждые 4−5 дней в период соревнований мы сдавали тесты на ковид. Это в большой степени обезопасило нас от массового заражения. Что ждет спорт в будущем? Думаю, когда болельщикам позволят присутствовать на трибунах, это будет невероятная радость. Уже сейчас люди стали больше ценить живое общение. Каждого пандемия заставила уделять больше внимания здоровью и гигиене. Полагаю, теперь так должно быть всегда.
— На вас лично влияет наличие болельщиков на стадионе?
— Знаете, спортсмены — люди, которые учатся подстраиваться под любые обстоятельства. Конечно, хочется видеть заполненные трибуны. Так веселее и интереснее… Спортивный азарт, шум, крики — это совсем другая история.
— Локдауны — непростое испытание не только для большого спорта, но и для миллионов людей, которые обычно посещают спортивные клубы, бассейны. Ведь в тренировках важна систематичность.
— Все зависит от желания. Если человек привык двигаться, ни один локдаун не станет для него препятствием. Можно тренироваться и на улице, и дома.
— Занятия спортом помогают не только быть в форме, но и сохранить в нелегкое время оптимизм.
— Сто процентов! Когда я работала заместителем министра молодежи и спорта, после работы занималась танцами с тренером. И если в течение дня накапливался стресс, он оставался позади. После тренировок шла домой с улыбкой. Однозначно, физическая активность приносит позитив. Каждому советую выбрать свой вид спорта, который приносит удовольствие. Кому-то нравится плавание, кому-то — кросс или йога…
— С высокой министерской должности вы вернулись в большой спорт. Это впечатляет.
— Знаете, это было абсолютно сознательное решение. После года работы в министерстве я задумалась, готова ли навсегда попрощаться с биатлоном, и поняла, что нет. Поэтому спокойно вернулась и охотно продолжила тренировочный процесс. Хотя из министерства меня не хотели отпускать. В спорте я уже более двадцати лет!
— Изменятся ли, по вашему мнению, санитарные стандарты в спорте?
— Не думаю, что будут какие-то существенные изменения. Важно, чтобы люди были сознательными, ответственно относились к здоровью своему и окружающих.
— А как насчет этого за границей?
— Еще до пандемии там было принято использовать в спортзалах антисептики, специальные салфетки. Если вы тренируетесь в зале на тренажере, обязательно должны после себя его обработать антисептическими средствами. Садясь на спортивный снаряд, подстилают полотенце. В бассейн никто не попадет, не приняв душ.
— Не могу не спросить о том, как не набирать килограммы. Ведь во время локдаунов люди стали меньше двигаться, дистанционная работа с планшетом — это сидячий образ жизни.
— Если сидите дома, не нужно много есть, особенно на ночь. Если любите жареную с салом картошку и едите ее каждый день, или когда почти каждый прием пищи завершаете хотя бы небольшим десертом, похудеть нереально. Кроме того, всегда надо искать возможность двигаться. Например, больше ходить. На самом деле это несложно.
— Все больше отраслей осваивают диджитал-формат. Спорт не исключение. Популярными становятся онлайн-тренировки. Это удобно и современно. Со временем не станут ли спортзалы виртуальными?
— Живое общение ничто не заменит. Это совсем другое. Нельзя сравнивать компьютерную графику с картиной, которую нарисовал человек, вкладывая душу. Так же в спорте.
— Многие известные спортсмены разрабатывают для своих поклонников онлайн-курсы и программы тренировок. Вы тоже?
— Нет. Профессиональный спорт не оставляет времени.
— Как, с вашей точки зрения, может измениться после пандемии мир?
— Думаю, люди еще лучше освоят онлайн-формат. Это уже очевидно. Многие стали работать дистанционно. И производительность при этом совсем не снизилась. А в некоторых случаях даже возросла. Поэтому такие люди и в дальнейшем смогут эффективно работать из дому.
— Какую профессию вы выбрали бы для себя после того, как уйдете из большого спорта?
— Возможно, коуч, консультант. Но для этого надо учиться.
— Будут ли люди путешествовать, как раньше? Мир, по вашему мнению, не станет более закрытым?
— Мне кажется, как только открылись бы границы, все хлынули бы путешествовать. Возможность передвигаться по миру люди стали ценить больше, чем раньше. Это можно сказать и об общении. Во время локдауна у многих появилась возможность больше времени провести с семьей, детьми. Карантин заставил людей вспомнить о ценности живой коммуникации.
— Скажите, а если локдауны еще будут повторяться, где найти силу воли, чтобы перетерпеть это время ограничений?
— Главное — мотивация. Покажу на примере. Если мне скажут: «Иди копай огород!» — я спрошу, конечно, зачем. Потому что делать то, в чем не вижу смысла, невыносимо. Но если я буду знать, что таким образом помогу родителям, что мы посадим овощи, которые будем потом употреблять, это совсем другое дело.
— В турбулентные времена хорошо иметь хобби, и не одно. Правда, что вы любите вышивать?
— Да. Мне это очень нравится.
— Как вы считаете, что должно понять человечество и каждый из нас в результате пандемии?
— То, что нет ничего дороже здоровья и социальных контактов. Возможно, люди задумаются о правильном здоровом питании. Надо отойти от всякой химии, которая несет угрозу для организма. Хочется, чтобы изменилась к лучшему экология во всем мире. Природа уже стала восстанавливаться даже в результате того, что люди меньше летают самолетами.
— Что вы пожелали бы читателям «ФАКТОВ»?
— Любите себя и свое окружение, жизнь, дело, которым занимаетесь. Будьте здоровы и мыслите позитивно! Только позитив способен спасти мир.
Фото в заголовке Volodymyr Yavnych предоставлено пресс-службой Елены Пидгрушной