С 1 июня в Украине изменились тарифы на газ, при этом электроэнергия пока не подорожала. Правительство продлило действие режима возложения специальных обязательств (ПСО) на участников рынка электрической энергии до 30 июня. Однако уже с 1 июля ситуация может измениться и стоимость электроэнергии пойдет вверх. Как и на сколько могут вырасти тарифы на электроэнергию для населения?
Для начала напомним, что сейчас, согласно постановлению Кабинета министров Украины, цена на электроэнергию для населения фиксированная — 1,68 грн за киловатт-час. Однако продолжают действовать тарифные коэффициенты для населения, которое имеет учет потребления электроэнергии по периодам времени.
Двухзонные тарифы:
Трехзонные тарифы:
Однако уже с 1 июля стоимость энергии может начать расти. В правительстве признают, что разрабатывают новую модель функционирования рынка электроэнергии, но не скрывают, что тарифы, скорее всего, увеличатся. Возникает вопрос: с чем это связано в первую очередь?
«Прежде всего — с приведением тарифов на электроэнергию для населения в соответствие с рыночными условиями, — сообщил «ФАКТАМ» руководитель группы поставщиков энергоресурсов Tolk Владимир Крупко. — И поднимаются они уже не первый год. Особенно актуально это стало после либерализации рынка электроэнергии летом 2019 года. Мы понимаем, что, если кто-то оплачивает электроэнергию по низкой цене, значит, кто-то оплатил разницу между рыночной стоимостью и тарифом для населения. На данный момент эта нагрузка ложится на баланс государственных компаний, фиксируясь в качестве убытков НАЭК «Энергоатом» и ЧАО «Укргидроэнерго».
Но дело в том, что разница на покрытие между ценой, которую платит население, и реальной рыночной ценой, прибавляется к каждому киловатту, который поставщик электроэнергии продает своему конечному потребителю — промышленному производителю. Так что вопрос приведения тарифа на электроэнергию для населения к рыночному достиг, пожалуй, переломного момента. Государство видит темпы прироста убытков госкомпаний и понимает, что необходимо принимать решение: или приводить тариф к рыночным условиям, или продолжать его субсидировать. Но в таком случае будут расти долги госпредприятий через тот же механизм ПСО".
Есть и другие факторы, способствующие росту стоимости электроэнергии.
«Повышение тарифов вызвано введением рынка электроэнергии, а также увеличением доли «зеленой» энергетики, — сообщил «ФАКТАМ» независимый эксперт кандидат экономических наук Александр Хмелевский. — Если раньше тарифы на электроэнергию устанавливались Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, то теперь значительная часть электроэнергии продается на рынке по ценам, которые сложатся на основании соотношения спроса и предложения. Кроме того, значительно возросла доля «зеленой» энергетики, составившей по итогам 2020 года 7,3%. При этом государственное предприятие «Гарантированный покупатель» платит производителям «зеленой» энергии 5,39 грн за киловатт. Это уже привело к убыткам предприятия и его многомиллиардной задолженности перед энергетиками.
С целью сдерживания роста тарифов для населения правительство ввело режим ПСО для «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». «Энергоатом» должен поставлять 80% выработанной энергии по цене 57 копеек за киловатт, а «Укргидроэнерго» — 35% энергии по цене 67 копеек за киловатт. То есть свои убытки из-за покупки «зеленой» энергии «Гарантированный покупатель» компенсирует за счет дешевой энергии «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». Такая политика уже привела к ухудшению финансового состояния «Энергоатома».
Учитывая тяжелое финансовое положение государственных предприятий, правительство не нашло ничего лучшего, чем переложить на потребителей решение проблем, которые оно само и создало. Повышение тарифов для населения, по мнению руководства, позволит улучшить финансовое положение «Энергоатома» и «Гарантированного покупателя».
Естественно, что людей волнует, на сколько могут повыситься тарифы в разных регионах.
«Базисом для установления тарифов будет выступать стоимость электроэнергии, которая сложится на рынке, скорректированная на профиль потребления группы Б в конкретном регионе, если все-таки это будет рыночное тарифообразование, — считает Владимир Крупко. — Также константой будет для всех тариф на услуги оператора системы передачи, то есть ЧАО «НЭК «Укрэнерго» — он един для всей страны. А отличием будут лишь тарифы операторов системы распределения в каждой области, говоря простыми словами, — тарифы облэнерго, установленные в конкретном регионе. Они, к сожалению, могут отличаться очень сильно. Например, житель Луганска или Ивано-Франковска будет платить минимум на гривню дороже, чем житель Киевской области.
На сколько могут повыситься тарифы, зависит от того, какую стратегию определит для себя правительство. Если оно отпустит все тарифы, начиная с нулевого потребления, в абсолютно рыночные условия, то разница в регионах будет большая. Начиная от 2,60 грн за киловатт-час в Киеве до 3,14−3,15 грн в Луганске и Ивано-Франковске.
Но, скорее всего, правительство пойдет путем диверсификации: разделит потребителей на разные категории. И это было бы более правильно — установить единую цену для всей Украины в зависимости от объемов потребления. Допустим, для тех, кто потребляет мало, до уровня 100 киловатт, — оставить 1,68 грн, а для тех, кто потребляет много, более 200 либо 500 киловатт в месяц, — установить рыночную цену. Она, как я и говорил, будет состоять из той цены, которая сложится на рынке на данный момент, плюс тариф оператора системы передачи, плюс тариф оператора системы распределения.
Хочу отметить, что ПСО вряд ли будет отменено полностью, поскольку остаются слои населения, требующие защиты со стороны государства. И эту защиту кто-то должен будет обеспечить, соответственно, кто-то будет выполнять спецобязательства по этой функции. Частично режим ПСО сохранится, а вот оставшуюся часть населения, способную платить за потребляемую электроэнергию в полном объеме, правительство хочет перевести на рыночные условия оплаты", — отметил Владимир Крупко.
Впрочем, Кабмин может предложить и другой вариант повышения тарифов.
«Сейчас правительство рассматривает различные сценарии повышения тарифов на электроэнергию, — сообщил Александр Хмелевский. — По одному сценарию, с 1 июля тарифы для населения возрастут одинаково во всех регионах — до 2,22 грн за кВт. После этого тарифы будут расти и дальше, достигнув в 2023 году 3,48 грн за кВт. По другому сценарию, тарифы на электроэнергию будут разными в регионах. Так, в Киевской и Днепропетровской областях будут на уровне 2,60−2,96 грн за кВт, а в Ивано-Франковской и Луганской — на уровне 3,70−4,00 грн за кВт. Какой вариант примут окончательно, пока не известно. Открытым остается и вопрос относительно льгот: будут ли на небольшие объемы потребления действовать льготные тарифы.
Правительство пока не выработало модель функционирования рынка и не согласовало ее со всеми участниками. Что будет с ПСО после 30 июня, тоже пока не ясно. Не исключено, что этот режим продлят в какой-то иной форме. Ведь полная отмена ПСО приведет к еще большему росту тарифов для населения", — считает Александр Хмелевский.
В Украине значительные мощности атомных электростанций, производящих дешевую энергию. Поэтому у многих людей возникает естественный вопрос: можно ли увеличить производство атомной энергии, чтобы сдержать резкий рост тарифов для населения?
«Специфика работы атомной генерации заключается в так называемой базовой нагрузке, — отметил Владимир Крупко. — Каждый час производится одинаковое количество мегаватт. Население же по своему характеру потребления ночью использует меньше и, соответственно, днем потребляет больше электроэнергии.
Таким образом, для атомной генерации возникает вопрос: производить много, чтобы покрыть пиковую нагрузку днем? Но тогда будет оставаться излишек электроэнергии в ночное время, этот объем пойдет на рынок и, соответственно, создаст профицит и низкую стоимость ресурса. Второй вариант — производить на уровне ночного потребления населения и докупать разницу для покрытия пикового потребления днем.
На сегодняшний день атомщики генерируют в два раза больше электроэнергии, чем необходимо для покрытия потребностей населения. В этом году даже увеличен баланс производства электроэнергии по атомной генерации — он уже достигает порядка 60% от общего плана производства по стране.
И здесь речь не идет о сдерживании роста тарифов для населения. Ситуация в следующем: не продав на рынке электроэнергию по рыночной стоимости, атомная генерация продает ее населению по значительно заниженной цене. Соответственно, недополучая разницу между стоимостью, которую оплачивает население, и той, которую могла бы заработать на рынке.
В этом и заключается особенность ПСО: госпредприятия терпят убытки, продавая населению более дешевую энергию по низкой цене. Хотя они, как производители этой энергии и как хозяйствующие субъекты, имеют возможность продать ее на рынке намного дороже", — подытожил эксперт.
Стоит отметить, что, отменяя регулирование тарифов на электроэнергию, Кабинет министров Украины неожиданно принял постановление, которым ввел государственное регулирование цен на топливо. В частности, на период действия карантина установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн за литр и бензина — не выше 5 грн за литр. Правда, госрегулирование не распространяется на бензины премиальных марок. В результате стоимость литра горючего на некоторых АЗС снизилась на 1−2 грн.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»