Во вторник, 8 июня, Международный уголовный суд в Гааге оставил в силе приговор о пожизненном заключении для боснийско-сербского генерала Ратко Младича за геноцид мусульман в Сребренице и прочие преступления. Апелляции по делу Младича рассмотрел так называемый «Остаточный механизм» — судебный орган, который заканчивает рассмотрение дел международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде.
Сам трибунал ООН по бывшей Югославии (МТБЮ), проработав 24 года, был закрыт в конце 2017 года.
Судебные слушания по апелляциям в отношении приговора Младичу начались 25 августа 2020 года. Сам Младич так и не признал себя виновным. Он добивался на этом процессе полного оправдания. «Вера заставила меня встать на защиту своей страны, которая разрушена усилиями НАТО при помощи Ватикана и международной мафии», — заявил 78-летний Младич.
МТБЮ вынес приговор Ратко Младичу в ноябре 2017 года. Международный трибунал признал, что он был в значительной мере причастен к военным преступлениям, совершенным в Сребренице, и лично руководя артобстрелом города.
МТБЮ обвинил его в геноциде, преступлениях против человечности, нарушении законов и обычаев ведения войны, а также терроре против мирного населения. В частности, в обвинении говорится об убийстве 8 000 мусульманских мужчин и мальчиков в Сребренице в 1995 году, а также о тысячах жертв, погибших в ходе осады Сараево, которая длилась 44 месяца. Младич был признан виновным в издевательствах над людьми в лагерях для интернированных, терроре в отношении хорватов и мусульман в боснийских населенных пунктах, взятии в заложники солдат-миротворцев ООН.
В ходе гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992—1995 годах Ратко Младич командовал вооруженными силами боснийских сербов. Затем он много лет скрывался. Его арестовали в Сербии в 2011 году и выдали МТБЮ.
Апелляцию подавали не только адвокаты Младича, но и прокурор Лорел Бейг из Канады. Она требовала признать геноцидом не только резню в Сребренице, но и массовые убийства в других городах Боснии.
«Трудно себе представить более недвусмысленное выражение намерений совершить геноцид, нежели заявление Младича: „Моя забота — чтобы они полностью исчезли“. Когда мы рассматриваем все свидетельства в целом, когда оцениваем его слова вкупе с его деяниями, мы можем сделать только один вывод: Младич намеревался физически уничтожить общины боснийских мусульман во всех этих муниципалитетах», — заявила Бейг. Однако «Остаточный механизм» отклонил ее апелляцию.
В бывшей Югославии многие до сих пор считают Ратко Младича героем. Так бывший премьер-министр и президент Боснии и Герцеговины, а ныне председатель Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик заявил 8 июня: «Я считаю Младича солдатом, а не военным преступником».