Ни для кого не секрет, что в Украине официальный прожиточный минимум далек от реальных минимальных потребностей человека для нормальной жизни. Этот факт признают даже в правительстве. Тем не менее именно к официальному прожиточному минимуму привязано огромное количество всевозможных выплат: зарплаты, пенсии, социальная помощь… Однако вскоре в нашей стране может быть кардинально изменен порядок расчета этих выплат. Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения». Документ очень объемный и требует кропотливого изучения. Но для начала рассмотрим его основные положения.
По замыслу авторов законопроекта, реформа коснется системы оплаты труда как госслужащих, так и других граждан. Впрочем, распространяться закон будет не только на бюджетников. По сути, нижнюю планку для зарплат граждан «отвяжут» от прожиточного минимума.
Во-первых, прожиточный минимум после вступления в силу нового закона не будет применяться как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. Во-вторых, в Кодексе законов о труде предлагается убрать норму о том, что размер минимальной зарплаты не может быть ниже размера прожиточного минимума. Также исчезает норма о том, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума.
Вместо этого авторы законопроекта предлагают указать, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемый из бюджета, устанавливается в размере не менее минимального размера должностного оклада, определенного на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников. Что касается небюджетной сферы, то минимальный оклад (тарифная ставка) или иная минимальная базовая величина в системах оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций определяются в размере не менее 50% минимальной заработной платы, определенной в соответствии с законом.
Законопроект содержит множество других нововведений. О некоторых из них «ФАКТАМ» рассказал адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Горецкий и Партнеры» доктор философии в области права Олег Горецкий.
— Какие выплаты сейчас зависят от прожиточного минимума?
— По действующему законодательству, в Украине к прожиточному минимуму привязано более 150 различных выплат: алименты, пособия на детей и по безработице, пособия по инвалидности, выплаты чернобыльцам, выплаты малообеспеченным семьям, пенсии, различные штрафы и другие.
— Если нижний уровень зарплат и других выплат «отвяжут» от прожиточного минимума, то их повышение уже не будет обязательным при увеличении прожиточного минимума. Не получится ли, что тогда прожиточный минимум будет расти, а зарплаты и прочие выплаты — оставаться на прежнем уровне либо даже снижаться?
— В таком случае заработные платы будут зависеть от минимального размера должностного оклада для соответствующих категорий работников, который будет утверждаться законом о государственном бюджете Украины на соответствующий год, вне зависимости от установленного прожиточного минимума.
— Как будет формироваться и рассчитываться прожиточный минимум, если данный закон будет принят окончательно?
— Законопроект № 3515 приняли только в первом чтении. Скорее всего, в него еще будут вносить коррективы. На сегодняшний день законопроектом предусмотрено, что прожиточный минимум должен устанавливаться в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год с учетом прогнозированного уровня инфляции текущего года.
Авторы законопроекта предлагают следующее процентное соотношение размера прожиточного минимума и среднемесячной зарплаты (не менее):
— Как, в какие периоды и на сколько будет меняться размер прожиточного минимума по новому закону?
— Законопроектом предусмотрены изменения размера прожиточного минимума раз в год в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате. Также документом предусмотрено: если фактический размер прожиточного минимума в течение трех месяцев превышает больше чем на 10% размер утвержденного прожиточного минимума, Кабинет Министров Украины на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины должен рассмотреть вопрос о повышении размера прожиточного минимума.
— Как по новому закону предлагается рассчитывать различные социальные выплаты, которые сейчас привязаны к прожиточному минимуму?
— Законопроектом предлагается внести ряд изменений в действующие законы, парламентарии хотят исключить из нормативно-правовых актов упоминание о прожиточном минимуме, заменив его «расчетной единицей» и «штрафной ставкой». К сожалению, их размер еще не известен, так как в законопроекте указано, что размер такой «единицы» будет устанавливать Верховная Рада в государственном бюджете на следующий год, а вот размер «штрафной ставки» составит 2% от «расчетной единицы».
В случае принятия законопроекта предполагается увеличение некоторых социальных выплат, непосредственно это касается минимальных пенсий, выплат на детей, выплат инвалидам.
Что касается размеров административных сборов и штрафов, то их уровень пока неизвестен, так как в документе они напрямую привязаны к «штрафной ставке» и «расчетной единице», но, скорее всего, их размер станет больше.
Зарплаты, надбавки и доплаты будут зависеть от «базовой величины», сумма которой на сегодняшний день также неизвестна.
— Кто будет отслеживать экономическую статистику для определения реального прожиточного минимума? Каковы критерии такой оценки?
— В заключительных положениях законопроекта предусмотрено, что до 2025 года Кабинет Министров Украины должен обеспечить создание органа исполнительной власти, деятельность которого будет направлена на систематическое исследование расходов домохозяйств, и утвердить методологию формирования прожиточного минимума, расчет которой будет базироваться на фактических затратах домохозяйств. Также контролирующую функцию будут выполнять Министерство финансов Украины и Министерство социальной политики Украины, — подытожил Олег Горецкий.
Стоит отметить, что, по мнению бывшего вице-премьера Кабинета министров Украины Павла Розенко, постоянно растущий дефицит Пенсионного фонда не позволяет увеличивать выплаты пенсионерам. По его словам, у правительства даже нет средств для выплат по обязательствам, то есть пенсий, зафиксированных действующим законодательством. Как следствие, рассчитывать на рост пенсий в ближайшей перспективе не приходится.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»