Столичные чиновники заявили, что в рамках шестой Глобальной недели безопасности дорожного движения, прошедшей во всем мире в конце мая под эгидой ООН, было принято решение внедрить в Киеве программу по снижению скорости в жилых зонах до 30 километров в час. Такое нововведение, по их мнению, наконец улучшит ситуацию с аварийностью в столице. Однако вместо понижения скорость была… повышена. Как же это произошло?
Глобальные недели безопасности дорожного движения проводятся в мире по инициативе ООН начиная с 2005 года, а Украина присоединилась к ним с 2009 года. Главная цель акции — обратить внимание властей развитых государств и общественности на проблему безопасности дорожного движения и необходимость планомерного внедрения программ по снижению аварийности и смертности на дорогах. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на дорогах нашей планеты гибнет свыше миллиона человек и еще около 50 миллионов получают травмы. Среди погибших и травмированных преобладают молодые люди возрастом до 30 лет, то есть наиболее работоспособная часть населения. Таким образом, аварийность превратилась в одну из основных социально-экономических проблем транснационального характера.
В нынешнем году одной из ключевых идей глобальной недели стала кампания по снижению скорости движения на городских улицах до 30 километров в час. Мировая практика показывает, что на улицах с низкой скоростью движения уменьшается риск серьезных травм. Например, в Торонто количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 28 процентов после ограничения передвижения на городских улицах с 40 до 30 километров в час (км/ч), что привело к сокращению числа серьезных и смертельных травм на две трети. А в Лондоне в зонах с разрешенной скоростью не более 30 км/час аварийность снизилась на 42 процента.
В целом ВОЗ пришла к выводу, что увеличение средней скорости на 1 км/ч приводит к росту рисков возникновения аварий на три процента, а жертв — от четырех до пяти процентов. Тогда как снижение скорости на городских дорогах на 1 милю/ч (1,6 км/ч) может привести к сокращению числа несчастных случаев до шести процентов. При ударе автомобилем, движущимся со скоростью свыше 30 км/ч пешеходы подвергаются значительно большему риску смерти. Что, конечно, объяснимо: более высокие скорости сужают периферийное зрение водителей и снижают время их реакции.
В частности, сообщил заместитель главы КГГА Константин Усов, в столице начали реализовывать программу снижения скорости движения автомобилей в жилых зонах до 30 километров, с приоритетом территорий вблизи больниц и школ. Первый дорожный знак с таким ограничением уже установлен на улице Лютеранской, причем выбор пилотного проекта был выбран не случайно — на этой улице расположен лицей, возле которого часто толпятся лицеисты, а дорожное движение там одно из самых насыщенных в центре города.
Константин Усов утверждает, что подобные ограничения действуют, например, в Берлине и в Брюсселе. И Киев как современный европейский город, дескать, также уверенно развивается в направлении повышения безопасности дорожного движения, считает чиновник.
Согласно статистике Патрульной полиции Киева, за январь — апрель 2021 года в столице в результате ДТП погибли 27 человек и 557 были травмированы. По мнению чиновников, новые ограничения наконец-то положительно повлияют на ситуацию с аварийностью. Кстати, напомним, что именно исходя из этих соображений в начале апреля городская власть отказывалась вводить на широких скоростных магистралях так называемый летний режим движения, поднимающий разрешенный лимит скорости до 80 км/ч. Широкий общественный резонанс заставил чиновников сдать назад, хотя бы на семи столичных магистралях (в 2020 году таковых было 17).
Однако столичная программа снижения скорости автомобилей в жилых зонах до 30 километров с приоритетом территорий вблизи больниц и школ выглядит сомнительной, и вот почему. Во-первых, она противоречит действующим Правилам дорожного движения, в частности пункту 12.5 раздела 12 «Скорость движения», в котором задекларировано буквально следующее: «В жилых и пешеходных зонах скорость движения не должна превышать 20 км/ч». То есть столичные чиновники своим решением не снижают темп езды в жилых и пешеходных зонах, а, наоборот, повышают его с 20 до 30 километров.
Хотя, в принципе, такое допустимо, так как согласно пункту 12.8 «На участках дорог, где созданы дорожные условия, которые дают возможность двигаться с более высокой скоростью, по согласованному с уполномоченным подразделением Национальной полиции решению собственников дорог или органов, которым передано право на содержание таких дорог, разрешенная скорость движения может быть увеличена путем установления соответствующих дорожных знаков». То есть повысить скорость движения на тех участках дорог, где это допустимо, местные власти могут вполне. Но ведь ее-то собирались понизить и даже публично об этом заявили, мол, делается это для снижения аварийности и в угоду мировому тренду. Хотели, как говорится, как лучше, а получилось как всегда.
Некомпетентность чиновников заметили эксперты в сфере безопасности дорожного движения и рядовые автомобилисты. Так, известный юрист, специализирующийся в сфере дорожного движения, Владимир Караваев в «Фейсбуке» назвал нововведение странным: «Странно слышать очередные инициативы по снижению аварийности на дорогах — ограничение скорости в жилых и пешеходных зонах до 30 км/час. Ведь согласно ПДД в таких зонах уже давно в Украине действует ограничение 20 км/час».
В свою очередь, адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на делах, связанных с безопасностью движения,
отметил: «Да это такой общий уровень профессионализма в стране».
Читайте также: Владельцам авто могут запретить поездки дальше определенного населенного пункта
Константин Усов, между тем, специально для «ФАКТОВ» прокомментировал ситуацию следующим образом:
«В соответствии с Правилами дорожного движения Украины в населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 50 км/ч.
В жилых и пешеходных зонах разрешенная скорость составляет не более 20 км/ч. Такие особые условия вводятся установкой дорожных знаков «Жилая зона» или «Пешеходная зона».
Участки, где находятся детские сады, школы, высшие учебные заведения и больницы, относятся к нежилым территориям согласно п. 4.6 ДСТУ «Руководство по распределению территорий микрорайонов (кварталов) для определения придомовых территорий многоквартирных застройки».
Обозначать территории таких дворов дорожными знаками «Жилая зона» не нужно.
Таким образом, согласно действующим нормам, в населенных пунктах на улицах и дорогах движение транспортных средств вблизи детских садов, школ, вузов и медицинских учреждений разрешается со скоростью не более 50 км/ч, если иное не установлено соответствующими дорожными знаками «.