В Украине вступил в силу закон об электронных трудовых книжках, который касается как молодежи, так и людей пенсионного возраста. Этим важным документом предусмотрен пятилетний переходный период, в течение которого в Государственный реестр должны внести информацию из бумажных трудовых книжек. Но украинцев в первую очередь волнует, как именно информация из бумажных трудовых книжек будет заноситься в электронный реестр. Ведь теперь на основе этих данных назначение пенсии будет проводиться через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда.
«Порядок ведения реестра будет определяться Кабинетом Министров Украины, и этот же высший орган исполнительной власти должен разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, — рассказала «ФАКТАМ» эксперт в области трудового права кандидат юридических наук, доцент Светлана Кожушко. - Вместе с тем в заключительных и переходных положениях закона регламентировано, что включение Пенсионным фондом Украины в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования недостающих сведений о трудовой деятельности работников осуществляется в течение пяти лет со дня вступления в силу данного закона на основании сведений, представленных страхователем или застрахованным лицом в порядке и в сроки, установленные Пенсионным фондом Украины по согласованию с Министерством социальной политики.
Кроме того, работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая сохраняется у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе. Таким образом, сведения будут вноситься как работодателем, так и застрахованным лицом.
Изменения и уточнения в электронную базу данных (о фамилии, имени-отчестве, регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика, дате рождения, месте рождения, гражданстве, образовании и так далее) вносятся по заявлению застрахованного лица в порядке, установленном Пенсионным фондом по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения. Как это будет работать в реальности, посмотрим. На сегодняшний день не у всех граждан есть возможность электронной коммуникации с исполнительными органами.
Кроме того, законом предусматривается назначение пенсии через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда. Это значит, что страховой стаж исчисляется и будет исчисляться по данным, содержащимся в Государственном реестре застрахованных лиц (статья 20 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»), а за периоды до 1 января 2004 года информация, не внесенная в реестр, будет учитываться в порядке, предусмотренном в действовавшем ранее законодательстве.
Для этого каждому застрахованному лицу необходимо будет создать личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины (далее — ПФУ. - Авт.). Обращение граждан за назначением или перерасчетом пенсии будет осуществляться путем подачи заявления и других документов, необходимых для назначения или перерасчета пенсии, в территориальный орган ПФУ или в уполномоченный им орган. Предполагается, что назначение или перерасчет пенсий будет осуществляться либо по обращению самого лица, либо автоматически по принципу «одно посещение» — в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Законом предусмотрены случаи автоматического назначения пенсии по возрасту.
Следует обратить внимание на такой аспект, что при отсутствии в системе персонифицированного учета сведений о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту, территориальный орган ПФУ информирует застрахованное лицо, в том числе через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг ПФУ, об отсутствии такой информации и необходимости ее представления. Если документы о страховом стаже не представлены в течение трех месяцев со дня достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, то будет считаться, что человек изъявил желание получать пенсию с более позднего возраста", — отметила Светлана Кожушко.
Подробнее об особенностях внедрения электронных трудовых книжек читайте в эксклюзивной статье «ФАКТОВ». В частности, о том, кто имеет право получать сведения, содержащиеся в системе персонифицированного учета веб-портала электронных услуг Пенсионного фонда.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»