Общество и люди

Электросамокаты в Украине пока «вне закона»

17:17 — 11 июня 2021 eye 5866

С распространением легкого электротранспорта в Украине такие случаи, как конфликт с электросамокатчиками Майкла Щура, к сожалению, случаются все чаще. Многие горожане уже сталкивались с ситуацией, когда мимо пешеходов по тротуару бесшумно «пролетает» кто-то на самокате. И хорошо, когда дело обходится лишь испугом. А вот политика Борислава Березу на днях такой самокатчик сбил с ног на выходе из магазина. После чего сбил еще одного человека — и сам был сбит с самоката ударом в ухо.

«То, что сейчас происходит у нас с электросамокатами, иначе как вакханалией не назвать. Езда на высоких скоростях, столкновения с людьми на тротуарах и создание опасных ситуаций стали уже нормой для многих водителей электросамокатов», — написал Береза в Facebook.

То есть подобные случаи не редкость. Как сообщили «ФАКТАМ» в столичном главке милиции, в этом году зафиксировано уже 31 заявление о правонарушениях, в которых фигурирует электросамокат. Правда, сюда входят и случаи похищений и повреждений самокатов, а также эпизод, когда полицейский ограбил киевлянина, упавшего с электросамоката. Большинство инцидентов происходит из-за того, что украинское законодательство не может определиться, как квалифицировать такой вид транспорта и где на нем можно ездить, а где — нет.

— На сегодняшний день Законом Украины «О дорожном движении», а также Правилами дорожного движения Украины (ПДД), вопрос о требованиях эксплуатации электросамокатов на улично-дорожной сети не урегулирован, — рассказал «ФАКТАМ» первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Александр Билошицкий. — В соответствии с требованиями пункта 1.5 ПДД действия или бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, наносить материальный ущерб. Лицо, создавшее такие условия, обязано немедленно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры к устранению препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, уведомить подразделение полиции, владельца дороги или уполномоченный им орган.

Вот почти и все правила, которые можно применить к электросамокатам и другим новейшим средствам движения — моноколесам, гироскутерам, электровелосипедам и т. п. Хотя упорядочить использование такого транспорта пытаются уже давно.

Пока закона нет, пользователям электросамокатов можно только рекомендовать, где и как ездить

— Сейчас такой вид транспорта, как электросамокат, не прописан ни в одном законе Украины, — рассказал «ФАКТАМ» руководитель направления по развитию шеринговых сервисов в Украине компании, предоставляющей услуги по заказу поездок, курьерской доставке еды, а также прокату электросамокатов, Антон Милка. — Аналогично: моноколеса, гироборды и тому подобное. Сейчас в работе — законопроект 3023, где прописывается статус легкого персонального электротранспорта как полноценного вида транспорта (законопроект, принятый в прошлом году в первом чтении, прописывает права и обязанности пользователей электросамокатов, гироскутеров, моноколес и т. д., и фактически приравнивает их к велосипедистам. - Авт.). Мы предоставляли к нему свои комментарии, правки, предложения на основе международного опыта, теперь ждем, когда его примут.

Пока же рекомендуем всем пользователям ездить по велодорожкам (когда они есть). Если же они отсутствуют — двигаться по тротуарам, но при этом снижать скорость до уровня пешехода и предоставлять приоритет пешеходам: пропускать их, осторожно передвигаться, использовать для предупреждения звонки.

— Существуют ли какие-то разрешительные нормы на прокат электросамокатов?

— Они будут обязательными после того, как примут закон. Поэтому пока они на уровне рекомендаций. Если вы пользовались нашим сервисом, то видели — перед использованием вы в первую очередь соглашаетесь, что вам уже есть 18 лет (те, кто моложе, еще не могут нести полную ответственность за свои действия, мы не позволяем им пользоваться нашими электросамокатами). После чего пользователь проходит визуально доступно оформленный инструктаж, который показывает, что такое электросамокат, как его правильно использовать, где оставлять и тому подобное.

— А если 10-летний ребенок с мобильником укажет, что ему уже есть 18?

— Все поездки должны быть оплачены картой, которую ребенок может оформить только с помощью родителей. Поэтому в таких случаях ответственность за ребенка несут родители. В правилах использования нашего сервиса четко указан запрет на использование его несовершеннолетними.

— Есть какие-то требования к оснащению электросамокатов и экипировке их пользователей?

— Мы рекомендуем, пока не приняты законодательные нормы, аналогично велосипедистам использовать шлемы, светоотражатели. Это ответственность пользователя применять средства защиты.

Перед началом поездки пользователь через приложение видит, насколько хватит заряда батареи. Обычно на полном заряде наши самокаты могут проехать 30−35 километров — в зависимости от местности. Если же самокат разрядится во время поездки, то можно взять новый самокат поблизости и, не платя за разблокировку, продолжить поездку.

В наших самокатах стоит программное ограничение скорости — 25 км/ч. Но пользователь может выбрать «режим начинающего» — там скорость ограничивается 15 км/ч. Вообще же на рынке есть модели, которые разгоняются до 60 и более км/ч. (И это — не предельное значение. Производитель ULTRON T128 3200W указывает скорость 100 км/ч, а Zaxboard Neotron — 99 км/ч. — Авт.)

— В соцсетях распространяются видео, на которых можно увидеть, что арендованные самокаты выбрасывают из окон, сбрасывают в подземные переходы. Как часто случаются такие случаи вандализма? И как с ними бороться?

— Бывают. Как и попытки украсть самокат. Мы сотрудничаем с частной охранной компанией, которая противодействует таким попыткам благодаря функции геолокации, поэтому краж очень мало. По вандализму — таких случаев больше. Но с этим тоже можно бороться. Например, девушку, которая выбросила самокат в окно, быстро нашли с помощью полиции, провели профилактическую беседу, она заплатила штраф. И все же случаев вандализма не так много, как ожидалось при запуске нашего сервиса в Украине. При этом процент вандализма значительно ниже, чем прогнозируемый нами на этапе запуска сервиса в Украине.

— Недавно девушка травмировалась на самокате. Предусмотрено ли, как должно определяться, по чьей вине получена травма, кто заплатит возмещение?..

— Электросамокат, как и любой механизм, транспорт, может выходить из строя, особенно, когда он активно используется. У нас постоянно проверяется техническое состояние самокатов, при необходимости они ремонтируются. Бывают разные случаи, но их количество незначительно. Поэтому у нас предусмотрено страхование всех пользователей на сумму 200 тысяч гривен. В случае необходимости они через приложение могут быстро найти координаты нашей страховой компании. Страховая компания компенсирует затраты на медикаменты, лечение. Определить, что травма получена при пользовании электросамокатом, можно очень быстро, проверив аккаунт человека в нашем приложении. Причем компенсация предоставляется независимо от того, получена ли травма из-за неисправности самоката, или потому, что пользователь не справился с управлением, или там возникла какая-то внезапная помеха…

Иногда сорвиголову на моноколесе или электросамокате считают пешеходом. Когда штрафуют

Но все же частично пользование «внезаконным» легким персональным транспортом (ЛПТ) с электродвигателями (которого уже есть полтора десятка разновидностей) в Украине регулируется. Хотя и не так, как в странах, законодательство которых опередило наше. Например, во Франции ввели в ПДД категорию персональных моторизованных транспортных средств. Управлять ими можно с 12 лет, они должны быть оборудованы тормозами, гудком, фарами. Двигаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч по велодорожкам и дорогам, где скорость автомобилей ограничена 50 км/ч. Запрещено перевозить пассажиров, поклажу и ездить по тротуарам. Похожие правила (которые отличаются, в основном, возрастом водителей и предельной скоростью) есть в Германии, Бразилии, Италии, Испании и других странах.

Во многих странах для управления таким транспортом необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории. А моноколеса и гироборды — где-то запрещены, а где-то на них разрешено ездить по тротуарам (но не быстрее пешехода) и велодорожкам. Также в разных странах устанавливаются ограничения по мощности двигателей (где-то — 3 кВт, где-то — 1 кВт, а порой и 250 Вт) и прописываются обязательность или рекомендованность шлемов.

В Украине же, как уже упоминал Александр Билошицкий, пользователям ЛПТ только запрещается «создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан». Правда, иногда все же нужно получить водительское удостоверение категории А1 (как для мопеда). Это касается водителей мощных ЛПТ с двигателями 3−4 кВт (в некоторых странах такие удостоверения необходимы для управления средствами с двигателем от 250 Вт), подпадающих под заявленные в ПДД «другие двухколесные транспортные средства, имеющие… электродвигатель мощностью до 4 кВт». Они считаются механическими транспортными средствами, водители которых должны иметь с собой права, полис «автогражданки» и регистрационные документы на самокат. В основном это некоторые электросамокаты и электроскутеры (большинство из них оборудовано двигателями с номинальной мощностью до 3 кВт — и формально не является «механическим транспортным средством»), которые нужно зарегистрировать и получить в сервисных центрах МВД госномера (куда их прикрепить на электросамокате — это особая проблема).

Также частично ЛПТ касается пункт 11.7 ПДД: «Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, когда выполняется обгон, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом».

Особой мороки добавляется полиции, когда приходится оформлять ДТП. Потому что большинство легкого электротранспорта формально не является транспортом. Поэтому пользователи его — не водители. Но — и не пешеходы. И полицейским приходится применять к таким нарушителям «пешеходные» нормы — пока других нет.

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», разработчики первого украинского электросамоката предлагают создать полноприводный его вариант для спецназа.

Фото: https://ua.depositphotos.com/