Подозреваемый в поддержке террористов и контрабанде предприниматель Араик Амирханян, несмотря на персональные санкции, введенные указом президента Владимира Зеленского, блокирует через Антимонопольный комитет дорожные тендеры на сумму 6 млрд гривен, сообщает издание «Дело».
По данным издания, всего компании Амирханяна хотят заморозить тендеров на 9,5 млрд грн.
В публикации отмечается, что недавно одна из компаний Амирханяна, ранее известная как «Дорлидер», которая не принимала участия в торгах с 2016 года, вдруг вернулась на рынок публичных закупок дорожно-строительных работ под именем «Пивденьдортех».
«Причем случилось это сразу после того, как против Амирханяна ввел персональные санкции Совет национальной безопасности и обороны. Антимонопольный комитет сам признавал эту компанию участником всевозможных сговоров с другими компаниями Амирханяна. По данным системы Prozorro, с конца апреля и по состоянию на средину июня компания фигурирует в качестве участника в нескольких десятках тендеров на общую сумму порядка 9,5 млрд грн», — пишет «Дело».
При этом, как отмечается в публикации, ни по одному из публичных торгов «перерожденное» предприятие Амирханяна не подает документов, которые бы доказывали соответствие ее даже самым базовым требованиям.
«В частности, речь идет о подтверждении достаточного количества дорожной техники, квалифицированного персонала, опыта работы на больших объектах… Компания также не предоставляет базовой банковской гарантии, что является обязательным условием для выполнения работ на такого рода объектах… У компании даже в открытых источниках „пробивается“ налоговый долг на 16 млн грн», — пишет издание.
Автор материала считает, что «Пивденьдортех» подает документы, только чтобы получить статус участника торгов и иметь возможность обжаловать тендерную документацию, действия заказчика строительства, поданные конкурентами документы.
«СМИ уже неоднократно писали о том, что Амирханян якобы находит „подходы“ к членам коллегии независимо от состава комитета и даже от того, какая политическая сила сейчас находится при власти. …Например, в помощи Амирханяну была ранее замечена Агия Загребельская, а в нынешнем составе комитета — Наталья Буроменская и Ольга Музыченко», — пишет издание.
Однако сегодня, когда лично сам предприниматель и ряд его других компаний находятся под прямыми экономическими санкциями со стороны СНБО и президента Зеленского, даже принятие жалоб к рассмотрению (без каких-либо на то оснований, поскольку «Пивденьдортех» не соответствует даже минимальным критериям подрядчика) — это фактически плевок в лицо и главе государства, и Совбезу, и всей системе дорожных закупок, добавляет издание.
По состоянию на 16 июня, говорится в публикации, АМКУ уже удовлетворил как минимум 4 жалобы компании Амирханяна, заблокировав таким образом капитальный ремонт дороги Кропивницкий — Платоново в Николаевской области (76 — 119 км) (здесь и здесь), текущий средний ремонт 10 км дороги Херсон — Новая Каховка — Геническ прямо на подъездах к Херсону, а также дороги Федоровка — Рыбаковка — База отдыха «Луговое» (25 км в Николаевской области). Общая сумма работ, которые заблокированы «благодаря» действиям АМКУ и компании Амирханяна, — 3,2 млрд грн. Будучи отклоненным от участия в тендерах, «Пивденьдортех», тем не менее, обжаловал участие других компаний в закупках, условия закупки, допуск конкурентов к аукциону.
«На очереди» — рассмотрение еще 5 жалоб на общую сумму порядка 3 млрд грн. Речь о текущем среднем ремонте на участках 76 — 134 км автодороги Благовещенское — Николаев, подъездах к аэропорту «Херсон», ряде участков на дороге Высокополье — Большая Александровка — Берислав (Николаевская область) (например, тендеры 1, 2, 3).
«Очевидно, что продолжение такой „попустительской“ практики со стороны Антимонопольного комитета и его „тендерных“ коллегий будет способствовать дальнейшему блокированию тендеров „Большого строительства“ и в других регионах. Ведь не секрет, что в 2018—2019 годах, по оценкам экспертов, компании Амирханяна „Полтавабудцентр“ и „Миколаївбудцентр“ подали более 500 жалоб в полутора десятке регионов — из которых 80% были удовлетворены», — говорится в материале.
Ссылаясь на мнение экспертов и участников рынка, автор отмечает, что необходимо рассмотреть вопрос о введении критерия на уровне системы Prozorro или квалификационных условий проведения закупки на стороне заказчика, по которому причастные к фигурантам санкционных списков компании не могли бы участвовать в дорожных тендерах.