Троица — один из 12 главных православных праздников, который в этом году приходится на 20 июня. В чем особенности этого праздника, каких традиций и обрядов придерживались украинцы издавна, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Елена Петровна, а в народе Троицу, которая приходится всегда на воскресенье, как-то иначе называли?
— В Евангелии записано, и на иконостасах также отмечен такой святочный ряд, по которому Троица по значению приравнивается к таким важным праздникам, как Пасха и Рождество — это тоже большой праздник для христиан. А у грекокатоликов Троица даже отмечается наравне с Христовым Воскресением.
Три эти праздника выделены и на государственном уровне — в календаре это выходные дни. Троица не имеет постоянной даты — она привязана к Пасхе, поскольку ее празднуют после Пасхи на 50-й день. Поэтому другое название Троицы — Пятидесятница. Например, в Западной Украине еще используют название Сошествие Святого Духа. Но довольно распространенное название — Зеленые праздники.
— Как раз в этом названии есть что-то языческое…
— Неудивительно, потому что многие обряды, народные традиции идут из глубины веков и имеют языческую основу, базируясь на дохристианских верованиях.
Этнографическая комиссия в начале XX века спрашивала у людей, почему Троица так называется. Одни объясняли тем, что Бог создал землю и засеял ее зеленью. Другие считали, что Иисус, Павел и Петр шли по дороге, где присели втроем отдохнуть — вот и праздник в честь этой троицы. Другая категория людей была уверена, что когда Иисус въехал в Иерусалим, то его путь пролегал не по богатым коврам, а по зелени.
А вот Библия говорит: праздник Троицы потому, что Бог трехликий и триединый: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Этот праздник также связывают с рождением христианской церкви. Праздник Пятидесятницы начали широко отмечать с IV века, после принятия церковью догмата о Троице как признания существования единого Бога в трех его проявлениях. Церковь четко прописывает существование и бытие Бога в трех ипостасях. В писании сказано, что на горе Сион на 50-й день после Пасхи триединый Бог предстал перед 12 апостолами, которые затем сообщили миру о том, что видели своими глазами… Кстати, там, в Сионской горнице, у 12 апостолов открылись дополнительные способности: они получили дар исцелять людей, предсказывать будущее, а еще стали владеть различными языками, чтобы нести слово Божье в мир.
На тематических иконах часто изображают Бога Отца как седого мужчину в короне, а Духа — в виде голубя. На Волыни, например, есть известная икона XVII века, где изображена Троица. Троица признана первым храмовым христианским праздником.
— Если Троица приравнивалась к Пасхе, то и требовалась, очевидно, подготовка в быту?
— Обязательно. Хозяйки старались сделать уборку: где надо подмазать полы, шесток, а может и дом, прополоть и навести порядок в огороде, где должно все зеленеть. Можно было все сажать и сеять к празднику, а если что-то не взошло, надо было быстро исправить ситуацию. В программу Зеленой недели входила не только уборка, но и нужно было постирать полотенца, одежду. Конечно, нарезали зелень, чтобы застелить пол, украсить образа, иконы. Зелень символизировала силу Святого Духа.
— Какую зелень использовали на Троицу?
— Это могла быть береза, а также клен, ясень, даже дуб. Брали молодые ветви этих деревьев, потому что считалось, что на них садились птицы — души предков. Полы устилали душистыми аиром, любистком, тимьяном, полынью (служила еще и защитой дома), канупером, мятой. Не украшать дома считалось грехом. На Черниговщине крыши домов украшали лопухами, ветвями клена, липы. На Буковине пол устилали шалфеем, делали при входе кресты из царского папоротника, могли выложить зелень «лесенкой».
Часто небольшие деревца закапывали у порога, у ворот — это могла быть верба или береза. А на чердак забрасывали ветви осины — тоже оберег от беды. Зелень после праздника хранили дома, высушивали, чтобы использовать потом в качестве лекарства для людей и животных. Также могли применять зелень и в обрядах вызывания дождя, которого долго ждали.
— А как развлекалась молодежь?
— В центре села обычно парни вкапывали дерево — веху (березу или небольшой дубок), а девушки украшали это дерево лентами. Люди верили, что туда должны слетаться души умерших, им там будет уютно. На Переяславщине веху ставили еще с крестом и иконой, покрытой полотенцем. А вокруг вехи вкапывали другие деревца, чтобы образовался «холодок», где собиралась молодежь. Она пела и веселилась. А еще могли поставить и качели для забавы. Такое место с прохладой называли садом.
На Полесье был обычай в воскресенье «наряжать куст», на Полтавщине и Подолье — это был «тополь», на юге Украины — «береза», а «ольху» водили в Карпатах. Как это делалось? Молодежь выбирала лучшую девушку, которую украшали зеленью: плели венок, украшали молодыми веточками, чтобы не было видно лица. «Куст» водили по дворам, желая людям добра и здоровья, богатого урожая, и пели троицкие песни. В каждом доме пытались отблагодарить «куст» деньгами, лентами, полотном, пенькой, продуктами.
Очень хорошо на Троицу провести сватовство. В древности считалось, если посвататься на этот праздник, а свадьбу сыграть на Покров (14 октября. — Авт.), то при всех трудностях совместная жизнь будет счастливой — в согласии и без ссор.
Был еще очень старинный обряд. На Полесье девушки в четверг или пятницу шли в лес, брали с собой еду, напитки — накрывали на лужайке «стол». После обеда расходились во все стороны и невысоко заплетали на ветвях березы (не обламывая ветвей) веночки. Девушки гадали на судьбу и пели: «Пусти мене, мати, у гай погуляти, до білої березоньки про щастя спитати». В Троицу девушки приходили и смотрели: если увял венок, то жди беды, а если остался свежим, то все будет хорошо.
На Троицу молодые девушки плели венки, надевали их и ходили по селу, а затем хранили где-то на колышке дома, чтобы на Петровку (начало поста в июле) пустить на воду.
— А блюда какие-то особые готовились на Троицу?
— Пост еще не планировался, поэтому готовили мясо, жаркое, много выпечки, караваи, печенье, пирожки для поминальной субботы. Во многих регионах готовили яичницу на сале и луке. Туда вбивалось много яиц, добавляли молоко и все перемешивали — выходило блюдо в виде каши.
— Что нельзя делать в праздник?
— Празднование начиналось с четверга. В течение недели, предшествующей празднику, нельзя было шить, стирать, выполнять тяжелую работу, ни в коем случае — ссориться, даже думать плохое. По христианскому учению, воскресенье ассоциируется с Богом Отцом, понедельник — с Богом Сыном, а вторник — со Святым Духом. Поэтому не работали, не дай Бог, до вторника.
А в отдельных селах осуждалась работа на огороде в этот период. Так, в Косовском районе в Западной Украине на Пасху или на Троицу, если кого-то замечали с сапкой на грядках, женщины быстро разбирались с нарушителем «режима праздника», потому что если будет неурожай или выпадет град и все побьет, то виноватой назначат именно эту нетерпеливую женщину…
— В некоторые праздники в кругу семьи поминают умерших. На Троицу тоже был такой обычай?
— Родительская поминальная суббота не просто закреплена перед Троицей (на кладбище несли коржики, раздавали поминальные пирожки, орехи, яйца), а это единственный день в году, когда разрешалось заказывать панихиду по самоубийцам. В некоторых регионах умерших поминали как в пятницу, так и в родительскую субботу. Тех, кто покончил с собой, обычно не хоронили на кладбище (а где-то за его оградой), и именно накануне Троицы единственный раз их разрешалось поминать в церквах.
Могли принести освященную зелень на могилы, но это не было распространено. А вот традиция украшать травами и ветвями кресты на подъезде к селу встречалась довольно часто.
— На праздник, разумеется, надевали все чистое. А бывало, что шили новую одежду?
— Не везде, но особенно в западных регионах шили троицкие рубашки, вышитые в зеленых тонах, — очень красиво. Часто у взрослых и детей орнаменты в одежде повторялись. И еще меня удивила традиция — на праздник в храмах грекокатоликов при входе снимали обувь.
— Существуют поверья, связанные с Троицей?
— Есть много рассказов о русалках. Считалось, что в течение недели (а она назывался русалочьей) эти существа ходили по земле, а в четверг выходили из воды и смотрели, уважают ли их люди. Если кто-то работал в Зеленое воскресенье, то русалки могли повредить урожай в поле. Чтобы задобрить их, на границах левад хозяева оставляли краюшки хлеба. А хозяйки — хлебцы на подоконнике, чтобы русалки хлебным духом насытились. На деревьях во дворе развешивали полотно на сорочки. Еще в песне поется: «Сиділа русалочка на білій березі і просила в дівочок сорочки: «Ой, дівочки-сестрички, дайте мені сорочки — хоч не біленької, аби тоненької». Люди верили, что в русалочью неделю, особенно в четверг, надо ходить осторожно, потому что если русалки в поле или лесу встретят, то защекочут. Поэтому сельские девушки защищали себя душистыми оберегами — чесноком, полынью или любистком. В западных регионах верили в мавок, которые живут в горах, — их называли еще нявками.
— В Пирогово на этот раз празднуют Троицу?
— Да, 19 июня на территории нашего музея утром в церкви Святого Архистратига Михаила будет поминальное богослужение. А потом в экспозиции «Среднее Приднепровье» продемонстрируют обряд «Вождение Тополя». Будут выступать фольклорные коллективы, в программе которых малоизвестные троицкие песни, веснянки.
Детские и молодежные ансамбли покажут старинные обряды, танцы. Кроме того, 20 июня выступит етно-фольк-певица ILLARIA. А еще запланированы различные забавы.
Читайте также: Жара и дожди: синоптики рассказали о погоде на выходные в июне