На 49-й день после Пасхи и накануне празднования Троицы у христиан восточного обряда — поминальная суббота. В православном календаре она носит название Троицкая вселенская родительская суббота и в этом году выпадает на 19 июня.
Вообще именно родительских поминальных суббот в течение года насчитывается пять, но только две из них — вселенские. Это значит, что в эти две субботы (к ним относятся Мясопустная, она приходится на субботу за неделю до Великого поста, и Троицкая — канун Троицы, или Пятидесятницы) в церквах служится особая вселенская панихида, когда верующие молятся не только за своих умерших родственников (в первую очередь — родителей), но и вообще за всех от века усопших крещеных христиан, прося Господа простить им грехи, чтобы их души обрели покой и божью благодать.
Следует отметить, что в число поминаемых церковью усопших православных не входят те, кто совершил самоубийство. Даже в Троицкую вселенскую родительскую субботу. Что бы по этому поводу ни говорили народные традиции, церковь считает, что непоправимый вред может быть нанесен как тому, кто подал за такого человека записку в храме, так и тому, за кого возносят молитвы. А вот молиться келейно (то есть в частном порядке, дома) за облегчение участи близкого человека, покончившего с собой, не только можно, но и нужно. Как можно и подать в память о нем милостыню и накормить, например, птиц или бездомных животных.
Что касается панихиды, то это название заупокойного богослужения переводится с греческого как «всенощная». Возможно это связано с тем, что первые христиане из-за преследований вынуждены были тайно собираться, чтобы вместе под покровом ночи проводить богослужения на могилах праведников, и, в том числе, совершать погребение своих умерших единоверцев.
А накануне родительской субботы, в пятницу, проводится вечернее заупокойное богослужение, носящее название парастас (в переводе с греческого — «ходатайство» или «стояние рядом»). Основная же часть поминального богослужения приходится на субботнее утро, когда служится заупокойная Божественная литургия и следующая за ней общая панихида.
В Троицкую родительскую субботу надо постараться в первую очередь посетить заупокойную службу в церкви. Если такой возможности нет, нужно хотя бы самостоятельно помянуть своих умерших близких молитвами. Например, молитвой о всяком усопшем:
Молитва о всяком усопшем
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
А для церковного поминовения усопших близких и на парастас, и на Божественную литургию подают записки с их именами. И по стародавней церковной традиции (общие поминальные трапезы) на помин душ приносят в храм еду — постные продукты, вино «Кагор», используемое для совершения литургии. И продукты, и денежные пожертвования идут на нужды прихода, помощь малоимущим людям, поддержку тех, кто служит и помогает в храме.
После службы в церкви принято посещать могилы усопших, чтобы навести порядок, украсить их венками, веточками деревьев, цветами и травами. (Если обстоятельства заставляют делать выбор между посещением церкви и посещением кладбища, предпочтение все-таки нужно отдать присутствию на поминальной службе в храме, а кладбище посетить в другой день.)
Приносят на кладбище и ритуальную еду (у наших предков это были, как правило, кутья, яйца и блины), но не для того, чтобы устроить застолье на могиле, а чтобы раздать ее нуждающимся. Традиционно в Троицкую субботу по мере возможности бедным людям помогают и материально.
А вечером дома действительно принято собираться за общим столом, чтобы всем вместе помянуть покинувших этот мир близких людей.
Но нельзя превращать семейный поминальный обед в шумное пьяное застолье.
Нельзя в родительскую субботу ссориться с кем бы то ни было, особенно с родственниками, браниться и сквернословить.
Ни в коем случае нельзя говорить плохо об умерших, ругать их.
В Украине в народе субботу перед Троицей называли еще Клечальной — от слова «клечання» (зелень, зеленые ветки) и от ритуала под названием «клечання» (во время него люди просили у природы прощения, за то, что забирали у нее землю для сельхозработ). Накануне этого дня еще до рассвета принято было собирать лекарственные травы и росу. Травами не только лечили людей, но и давали их, например, коровам, чтобы давали больше молока. А роса считалась лучшим лекарством для лечения болезней глаз.
Собранными травами и цветами украшали иконы и практически все, что было в доме. А вечером в клечальную субботу было принято отправляться в лес для сбора веток и листьев клена, липы, ясеня и осины. И обязательное условие — идти нужно было босиком, чтобы деревья не посохли.
Собранной зеленью тоже украшали дома и хозяйственные постройки, но уже снаружи. Эти украшения служили своеобразным оберегом — чтобы в хозяйство не могла забраться никакая нечисть. Защищали все — даже тропу от основной дороги до входа в хату. Ее называли клечаная аллея, так как вдоль нее густо были воткнуты большие ветки деревьев. Особую роль отводили осине — она считалась наиболее эффективным средством, преграждающим путь любой ведьме. Но пристраивали осиновые ветки только в самых глухих углах подворья — это дерево считалось грешным, так как его древесина пропустила гвозди, которые использовались при распятии Христа.
На осине, кстати, еще и гадали. Срубленное осиновое деревце вносили в клечальную субботу в дом и оставляли на ночь, а утром смотрели, как выглядят ее листья. Если зеленые, хоть и привявшие, все в семье доживут до следующей Троицкой субботы. Если листья почернели, кто-то из членов семьи сильно заболеет или даже умрет.
С Троицкой субботой связано множество как народных обычаев, так и примет. В том числе и погодных.
Если муравьи бегают по земле, а муравейника рядом нет, через сутки пойдет дождь.
Скорый дождь предвещает и ярко-красное восходящее солнце.
Если пауки в ускоренном темпе ткут паутину, в ближайшее время изменится погода.
Если днем в реке плещется рыба, ночью возможна гроза. Кстати, о рыбе. Было замечено, что, если листья на дубе разворачиваются, хорошо ловятся щуки.
Читайте также: Букеты-обереги для дома, русалочьи странствия и обряд «куста»: народные традиции празднования Троицы
Фото в заголовке: https://ua.depositphotos.com/