В Киеве подростки жестоко избивали 12-летнюю девочку и разбивали об ее голову яйца. Издевательства снимали на видео, которое потом сами же выставили в социальных сетях. Это происходило средь бела дня в людном месте, на Почтовой площади. В этом месте часто собираются подростковые компании, и тот день не стал исключением — в момент избиения девочки вокруг было много людей, но никто из прохожих не стал вмешиваться. В результате у униженной девочки диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение мозга, теперь с ней работают психологи. А после того, как ее мама обратилась в полицию, девочке стали поступать недвусмысленные угрозы от ее обидчиков.
Этот случай шокировал общественность. И он, увы, далеко не первый. За последние несколько лет случаев жестокого избиения подростками своих сверстников, да еще одновременно со съемкой избиения на камеру, было немало. Буквально на днях стало известно и о жутком инциденте в Харькове, где 16-летний парень напал на девушку и жестоко избил ее ногами. За всем этим наблюдали другие подростки, которые даже не попытались вмешаться. Почему так происходит и чем закончилась история с избиением школьницы из Чернигова Полины Малоштан, о которой несколько лет назад говорила вся страна, выясняли «ФАКТЫ».
Инцидент на Почтовой площади произошел еще 25 мая, но о нем стало известно только сейчас, когда мама пострадавшей девочки Дарья рассказала об этом в «Фейсбуке». Дарья решила предать произошедшее огласке после того, как в течение десяти дней не могла добиться от полиции открытия уголовного производства. Хотя вина избивших ее дочку подростков была очевидна — они сами выставили в «Инстаграме» видео, как разбивают о голову 12-летней Кати яйца, а вдобавок еще и бьют ее кулаками по голове.
— Тем не менее, обратившись в полицию, мы наткнулись на непробиваемую стену, — рассказала «ФАКТАМ» Дарья. — Десять дней нам говорили, что уголовное производство не открывают то потому, что нет начальника отделения, то следователь в отпуске, то конец месяца… Устанавливать личности Катиных обидчиков никто даже не собирался, мы сами принесли в РОВД все сведения — с фамилиями и другими данными этих подростков. Но добиться открытия производства удалось только после резонанса в соцсетях.
— Подростки, которые издевались над Катей, старше вашей дочери?
— Да. Кате 12 лет, им — по 14—15. На видео видно, что в издевательствах участвовали шесть человек — пять девочек и один мальчик. Эти подростки не из Катиной школы. С девочкой из этой компании дочка познакомилась два года назад в лагере. А та позже познакомила ее с остальными. Они стали часто встречаться компанией на Почтовой площади. Катя называла этих ребят своими друзьями, защищала их, когда я говорила, что они мне не нравятся.
— А почему они вам не нравились?
— Старший сын показывал мне видеоролики этих ребят в «Инстаграме», на которых они и курили, и выпивали. Катя же совсем другая. Она хорошо учится, увлекается живописью, профессиональной дрессировкой собак. Было очевидно, что эта компания не для нее. Старшему сыну тоже это не нравилось, и он не раз просил меня запретить Кате с ними общаться.
Но что значит запретить? Всем известно, что подобные родительские запреты, как правило, не приводят ни к чему хорошему. Поэтому я с дочкой разговаривала, пыталась переубедить, но Катя продолжала с ними общаться.
По словам Дарьи, нападению на ее дочь предшествовал конфликт:
— Недавно Катя рассказала мне, что одна девочка из этой компании занимается незаконной деятельностью (как выяснилось, речь шла о наркотиках. — Авт.). Понятно, что это был секрет, но дочка понимала, что это неправильно, и поделилась со мной. Я сказала, что обязательно поговорю с родителями той девочки.
Похвалила Катю за ее поступок. И дочка, воодушевившись похвалой, призналась другой девочке из их компании, что, дескать, рассказала обо всем маме. За это Катю решили наказать.
О том, что готовятся какие-то разборки, Катя понятия не имела. Накануне ей никто не угрожал. Дочку, как обычно, позвали на Почтовую площадь, и она пришла. Подростки готовились заранее, специально купили яйца. Когда Катя увидела у одной из девочек лоток яиц и спросила, зачем он ей, та соврала — дескать, мама попросила купить.
Потом они компанией пошли к клумбе возле памятника, там сели в кружок. Сидели разговаривали, как вдруг у Кати отобрали ее мобильный телефон. Катя не поняла, что происходит. А подростки заявили, что не позволят ей встать, пока не удалят из телефона все их совместные фото. Они почистили ее телефон, а потом так же внезапно начали забрасывать яйцами. Разбивали яйца об ее голову, а сами смеялись и снимали это на видео.
По словам Кати, эти издевательства продолжались минут пятнадцать. Они обступили ее со всех сторон и не давали уйти. Разбили о ее голову семь яиц, еще одно она отбила рукой… Потом одна из тех девочек ударила Катю по голове. Другая сказала, что у нее что-то не получилось снять, и та ударила Катю еще раз, и еще раз. Дочка говорит, что вокруг были люди, но никто не вмешивался. Все проходили мимо.
Читайте также: «Двое меня били, а третий стоял на шухере»: избитый сверстниками третьеклассник попал в реанимацию
Когда эта пытка наконец закончилась, Катя убежала в «Макдоналдс». Там попыталась помыть голову… Дома она сказала мне, что ее избили и забросали яйцами. А вечером сын показал мне видеоролики, которые появились в «Телеграме» и «Инстаграме». Подростки сами выставили видео того, как издеваются над Катей, еще и наложили на видео музыку… Мы поехали в больницу, где у Кати констатировали сотрясение мозга и черепно-мозговую травму. Врачи, увидев побои, первыми вызвали полицию, а затем дочка уже сама подала заявление в райотдел.
— После того как я предала этот случай огласке, Кате на «Телеграм» стали поступать сообщения с угрозами от пользователя с ником Мишаня, — говорит Дарья. — В выражениях, которые не хочется повторять, там было сказано, чтобы она публично извинилась перед их компанией, а если этого не сделает, то они, дескать, выложат в соцсеть видео, которое ее опорочит. У дочки после пережитого ужасный стресс, она ходит к психологу. Катя боится оставаться сама, даже спит теперь вместе со мной.
Сейчас для нас главное — чтобы полиция не спустила это дело на тормозах. Открытия уголовного производства мы наконец добились, но ведь это только начало. Этим «деткам» должны предъявить подозрение, но пока этого не произошло, хотя их личности по нашей же инициативе установлены.
Интересно, что уголовное производство в Подольском райуправлении полиции открыли по факту нанесения пострадавшей девочке телесных повреждений (которые, естественно, будут оценены экспертом как легкие). А вот по поводу буллинга — нет. Оказалось, согласно украинскому законодательству привлечь к ответственности за буллинг можно лишь в том случае, если обидчики и их жертва учатся в одной школе. Если же это дети из разных школ, то, как объяснил старший инспектор отдела ювенальной превенции управления превентивной деятельности ГУ Нацполиции в Киеве Виталий Ефименко, это уже считается конфликтом, а не буллингом. И действительно, в Законе «О противодействии буллингу», который был принят в Украине в январе 2019 года, прописано, что закон касается исключительно образовательного процесса. Даже само определение «буллинг» (или травля) звучит как «деяния участников образовательного процесса…» Случаи буллинга за пределами школы, как это произошло на Почтовой площади, законом не предусмотрены. Соответственно, применить его в данном случае нельзя.
Так какое наказание в результате грозит обидчикам 12-летней Кати? Санкция статьи «Умышленное нанесение легких телесных повреждений» предусматривает штраф или общественные работы. А здесь к тому же речь идет о несовершеннолетних, так что если кого-то и оштрафуют, то не самих агрессивных подростков, а их родителей или опекунов.
Практика показывает, что большинство подобных дел в нашей стране, даже несмотря на общественный резонанс, по сути, ничем не заканчиваются. Яркий тому пример — избиение 14-летней Полины Малоштан в Чернигове. Этот случай в 2017 году обсуждала вся Украина. Полину и ее подружку жестоко избила компания сверстниц. Под аплодисменты, маты и подстрекающие возгласы сверстников три девушки повалили Полину и ее подружку на землю, вырывали им волосы и неистово били ногами по голове. Подростки снимали процесс на видео. Полина Малоштан попала в больницу с сотрясением мозга, многочисленными ушибами, разбитым глазом и поврежденной челюстью.
Понесли ли наказание подростки, избившие Полину? Деснянский райсуд Чернигова вынес приговор по нашумевшему делу только в этом году, спустя почти четыре года после случившегося. Обвиняемым инкриминировали групповое хулиганство, совершенное с особой дерзостью и исключительным цинизмом. Максимальное наказание, которое им грозило, — ограничение свободы на четыре года либо лишение свободы на срок до пяти лет. Но в результате все отделались условными сроками — получили от одного до трех лет условно. Смягчающим обстоятельством стало то, что четверо из пяти нападающих на момент совершения правонарушения были несовершеннолетними.
— Самое интересное, что они же в результате и подали апелляцию, — сообщила «ФАКТАМ» мама Полины Валентина Малоштан. — Обидчицы дочери теперь требуют, чтобы с них вообще сняли все обвинения. Этот цинизм не выдерживает никакой критики. Все четыре года, пока шел судебный процесс, дочери угрожали. И Полина до сих пор не может вспоминать об этом случае без слез.
Остались безнаказанными и ученики киевского лицея № 21, которые в том же 2017-м сломали своему однокласснику позвоночник. 13-летний Максим Черников три месяца не вставал, полгода не мог сидеть и даже повернуть голову.
Агрессивные подростки, как рассказывал «ФАКТАМ» Максим, находили себе жертв, которым устраивали травлю: придумывали оскорбительные клички, били, бросали в него ручки и карандаши. Максиму попали карандашом в глаз, а однажды даже толкнули его под машину. И в этом случае полиция открыла уголовное производство, но наказания как такового никто не понес, поскольку обидчикам Максима Черникова на тот момент еще не исполнилось 14 лет.
Зачем подростки снимают издевательства над сверстниками на видео и можно ли бороться с буллингом?
— Как правило, видеоролики с актами насилия агрессивные подростки выкладывают в социальных сетях или закрытых группах, где проходят своеобразные состязания: чей ролик наберет наибольшее количество лайков, — рассказывала «ФАКТАМ» кандидат психологических наук, медицинский психолог, эксперт по психологической кибербезопасности Наталия Бугаева. — Иногда победители могут получать своеобразные призы. Бывает, что жертвам насилия предлагают выкупить видеоролики с издевательствами. Их шантажируют, угрожая выложить видео в интернет.
По словам Наталии Бугаевой, на роль жертвы подростки чаще всего выбирают беззащитного ребенка — физически более слабого или младшего по возрасту:
— Поводом для травли могут стать полнота, худоба, заикание, акцент, манера поведения, успехи или неуспеваемость в школе, неопрятность, бедная одежда или отсутствие достатка и современных атрибутов — мобильного телефона, планшета, карманных денег… Иногда для того, чтобы из ребенка сделать жертву, буллеры с помощью клеветы и насмешек изолируют его от тех, кто был настроен к нему дружелюбно.
Читайте также: Бои без правил: почему в Украине подростки издеваются над сверстниками и их за это не наказывают
— Для многих подростков избиение толпой — «все на одного» — или наблюдение за издевательствами над более слабым — это некое шоу, своеобразное развлечение, — рассказывал «ФАКТАМ» практический психолог, конфликтолог, эксперт по организационной психологии Тигран Григорян. — Так они удовлетворяют свои агрессивные наклонности. Импульс агрессии есть у многих людей. Его можно реализовать конструктивно или же деструктивно. В первом случае человек реализует его через свою профессию или же увлечения — занимается спортом, каким-нибудь видом борьбы и таким образом снимает напряжение. Во втором — проявляет агрессию в отношении более слабых: бьет других, унижает, пытаясь самоутвердиться и одновременно снимая накопившуюся агрессию. Чаще всего такие дети страдают комплексом неполноценности. Они не уверены в себе и пытаются эту неуверенность компенсировать за счет унижения других.
В большинстве случаев это происходит из-за проблем в семье. Конфликты дома, рукоприкладство, насилие. Семья может казаться благополучной, но потом выясняется, что ребенок чувствует со стороны родителей эмоциональный холод, равнодушие. В подростковом возрасте он начинает примерять на себя взрослые роли и ищет себя в социуме. Поиски подростка нельзя пускать на самотек. Иначе он может попасть под влияние негативной среды.
Дети, которые занимаются в какой-нибудь секции (например, спортивной или художественной), гораздо реже попадают в плохие компании, потому что они уже нашли единомышленников. Если же подросток предоставлен сам себе, у него много свободного времени, и он легко попадает под влияние сверстников.
Если подросток уже попал под такое влияние, психологи советуют родителям разговаривать с ребенком, показывая ему две картинки будущего. Первая — он остается со своими сомнительными друзьями и дальнейшую жизнь проводит в колониях, тюрьмах и бедности. И вторая — он берется за ум, получает образование, зарабатывает деньги и реализовывает себя. Если же достучаться не получится, имеет смысл привести ребенка к психологу.
В случае же выявления факта буллинга по отношению к ребенку в школе родителям следует немедленно обратиться в администрацию школы, советуют специалисты. А обнаружив на теле ребенка следы физического насилия, — в правоохранительные органы.
Читайте также: «Прощай, этот гнилой мир»: все подробности самоубийства школьницы в Запорожье из-за буллинга