Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
23 июня 2021

7:05 — 23 июня 2021 eye 300

САКСОФОНИСТ
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1996
Скульптор: Antonio Ramos
Размер: 57×38 cm
Лимитированная серия 1000 изделий

Адольфу Саксу, самому старшему из 11 детей известного в Бельгии мастера духовых инструментов Шарля Жозефа Сакса, не везло практически с первых дней его жизни. Ребёнка несколько раз спасали после отравления ядовитыми испарениями от лакированных музыкальных инструментов, которые почему-то сушились именно в детской комнате. Потом он едва не утонул в реке, но в последний момент был спасён случайным прохожим. Потом он получил сильный ожог от порохового взрыва и травму от раскалённой сковородки. Потом он выпил чашку серной кислоты и проглотил металлическую булавку. Потом он вообще выпал из окна третьего этажа, ударился головой о каменную мостовую, надолго потерял сознание и кто-то даже обьявил его погибшим… Соседи называли ребёнка «маленьким призраком» и с ужасом ожидали очередной беды. А отец, назначенный придворным музыкальным мастером, продолжал верить в то, что все эти испытания посланы его старшему сыну для того, чтобы закалить его перед великими открытиями. Так оно, собственно говоря, и произошло.

Адольф Сакс, рано увлёкшись работой в отцовской мастерской, сумел не просто усовершенствовать многие духовые инструменты. Он придумал и создал множество инструментов совершенно новых, никогда и никем не виденных прежде. Ну, а мировую известность ему принесло изобретение саксофона. Взяв за основу кларнет, Адольф заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук, сделал инструмент расширяющимся книзу и снабдил его более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. 23 июня 1846 года (то есть ровно 175 лет назад!) Адольф Сакс получил официальный патент на изобретение саксофона.

И вот тут начинается самое интересное. Завистники и недоброжелатели подали на гениального изобретателя в суд, обвинив его в «мошенничестве и фальсификации». Вы не поверите, но в архивах сохранилось судебное решение, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и существовать не может» (!?). В то же время ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. После знакомства с Саксом обычно весьма скупой на похвалу Гектор Берлиоз написал статью, перепечатанную несколькими влиятельными французскими и бельгийскими журналами.

«Основное достоинство нового инструмента, — писал он, — в разнообразной прелести его акцента, порой серьёзного, спокойного, порой страстного, мечтательного и меланхолического, а порой неясного, как слабое отражение уже отзвучавшего эха, похожего на смутную жалобу ветра в кронах деревьев…»

В новый инструмент одни продолжали не верить, другие восторженно восхвалять, называя его музыкальных предшественников «варварскими». Известен случай, когда солист «Королевской гармонии» в Брюсселе наотрез отказался играть на саксофоне. И тогда Адольф Сакс вызвал его на музыкальную дуэль, собравшую около 4 тысяч человек. Солист играл на традиционном кларнете, а Сакс на своём изобретении. Победа Адольфа была безоговорочной. Публика рукоплескала ему… Но завистников становилось всё больше и больше. Сакс замучился выяснять в судах отношения с ними. К тому же, на это уходило немало времени, нервов и денежных расходов.

Судебные издержки постоянно росли. И вскоре это привело к разорению его мастерской, в которой работало больше ста человек, выпустивших за 17 лет (1843−1860) почти 20 тысяч саксофонов. Умер Сакс в 1894 году в одиночестве и нищете. Похоронен на знаменитом кладбище Монмартра в Париже. До появления джаза, главным действующим лицом которого суждено было стать саксофону, знаменитый мастер не дожил всего лишь несколько лет.

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.