«Девочка искала тепла и понимания. Возможно, она поехала к бабушке, потому что там чувствовала хотя бы капельку доброты, внимания и защиты. В подростковом возрасте очень важно, чтобы кто-то обнял, понял. Она была одинокой и незащищенной. Так она стала жертвой. Жертвой поиска любви», — к такому выводу пришла киевский психолог Елена Медведева, принявшая участие в программе «Говорить Україна» на телеканале «Україна», в ходе которой обсуждались причины ужасной смерти 16-летней Марины Голобородько (имена потерпевших и подозреваемых в преступлении изменены) из села Бреусовка Кременчугского района Полтавской области.
Тело несовершеннолетней девушки обнаружил местный тракторист на обочине дороги, ведущей в село. Это произошло 30 апреля около 11 утра. Ее сразу же опознали — это была внучка бабы Тамары. Последние несколько недель, пока лицей был закрыт на карантин, девушка жила у нее.
На следующий день Маринку хоронили. Со скандалом. Возмущенные жители села имели намерения даже отправить гроб с телом покойной назад в кременчугский морг, где был сделан вывод о причине ее смерти. Ибо то, что увидели люди собственными глазами, никак не вязалось с тем, что написал судмедэксперт в официальном документе.
— Мы остановили похороны от отчаяния, — объясняет Анна, которая была инициатором проведения общественного расследования трагического происшествия. — Никто в селе не поверил, что причиной смерти молодой девушки стало алкогольное отравление. Потому что у Марины были синяки по всему телу, царапины, сломаны пальцы и нос, гематомы на лбу и локтях. Следы асфиксии на шее справа и сзади на затылке указывали на то, что ее душили. Ногти на ногах и руках синие — наверное, ее таскали по земле, а она сопротивлялась. Тазовая часть вся иссечена — как будто ее чем-то стегали. Мы начали все это фотографировать, чтобы иметь доказательства насильственной смерти. Прямо в гробу переворачивали тело, снимали одежду. До сих пор не спим из-за этого. Девочку насиловали, били, она приняла перед смертью невероятные муки. А об этом нигде ни слова! Ясно, что преступление хотели скрыть.
— И без экспертизы было видно, что над девочкой издевались, — добавляет близкая к семье погибшей Вера Пальчик. — Когда Маринку нашли, она была в одном носке, без бюстгальтера и нижнего белья, только в штанах и свитере.
— Телесные повреждения не связаны с причиной смерти, — убеждал возмущенных людей начальник кременчугской полиции Иван Жук, который приехал на похороны в Бреусовку по требованию председателя общины. Он заверил собравшихся, что следователи сделают окончательные выводы на основании отобранных образцов биоматериалов.
Общественность же требовала наказать не только тех, кто убил девочку, но и провести расследование в отношении судмедэксперта, который, как утверждает бабушка Тамара, забиравшая тело внучки, назвал истинную причину ее смерти: девочку, мол, оглушили, а после издевались над ней, из-за чего она и умерла. Хотя в официальном выводе записал: «отек, набухание головного мозга, токсическая энцефалопатия, токсическое воздействие алкоголя, отравления (влияние) алкоголем».
Из-за этих споров погибшую похоронили на три часа позже, чем планировалось, уже под вечер.
Через несколько дней после этого следователи вручили подозрение в изнасиловании несовершеннолетней девушки 15-летнему Вадиму, с которым Марина отдыхала в одной компании, а через месяц — 20-летнему Сергею, якобы подстрекавшему младшего товарища к «совершению действий сексуального характера». Первого суд отправил в изолятор временного содержания, а второго — под ночной домашний арест. Мать же Вадима убеждена, что к ответственности следует привлечь и подругу Марины Нину — как сообщницу преступления.
Многие в Бреусовке знают, что после смерти матери 17-летняя Нина, появляясь в селе (в последнее время она жила с Сергеем, своим женихом), приглашала к себе несовершеннолетних школьниц, чтобы мальчикам, ее друзьям, было с кем развлечься.
— Это было уже системой, — подтверждает Екатерина, мама 15-летней Богданы. — Незадолго до этой трагической истории Нина пригласила в компанию и мою дочь. Если бы я тогда не забила тревогу, дочки, может, тоже не было бы в живых.
В тот злополучный вечер Нина снова звала Богдану к себе на гулянку. Раз пять ей звонила, но та ответила категорическим отказом. Тогда Нина позвонила Марине.
До полуночи оставалось полтора часа, когда на мобильный Марины Голобородько позвонила Нина, с которой они вместе учились в Кобеляцком аграрном лицее и жили вместе в общежитии. Бабушка запротестовала: «Уже поздно, никуда не пойдешь». Но внучка рвалась из дома. И дала ей свой мобильный. На том конце услышала требование немедленно отпустить внучку гулять, сопровождавшееся оскорблениями. Так с ней разговаривал 15-летний Андрей, брат Сергея.
Гулять всю ночь и возвращаться на следующий день было для Марины обычным делом, поэтому бабушка и дядя девушки не встревожились, когда она не вернулась домой через два часа, как обещала. Ее телефон был отключен. Родные не бросились искать Марину, пока трагическая новость не разлетелась селом.
Соседи видели, что Нина с Сергеем, убирая двор, начали пить пиво еще засветло. Затем к ним присоединились Андрей и его сверстник Вадим. Под вечер их голоса звучали все громче и веселее. Соседи слышали, как ночью компания куда-то ездила на «Жигулях», как гремели металлические ворота. Но разве кто-то мог подумать, что за теми воротами творится что-то страшное?
Теперь каждый пытается себя выгородить. Нина на следственном эксперименте сказала, что она крепко спала и ничего не видела. И только утром, около 9 часов, ребята сообщили ей, что «Марина, похоже, мертва». Об этом рассказала сестра Нины.
А бабушка Андрея была свидетелем, как ее внук говорил следователю, что он вместе с Мариной ходил в полночь за водкой, и девушка упала возле магазина. Он перенес ее через дорогу и вернулся за помощью. Вместе с Вадимом привели Марину в чувство, довели к машине и оставили в салоне до утра.
— Открыли окна, чтобы она могла дышать свежим воздухом, — добавляет мама задержанного Вадима. — Это Андрей специально хотел «накачать» Марину алкоголем, говорил мне сын. А на Вадима стали давить, поэтому он и признался в изнасиловании. Хотя у них секс был по согласию. Он мне так сказал.
«Оставив Марину в машине, мы снова сели у костра, — давал показания Вадим. — Потом я пошел в машину и занялся с ней сексом. Не помню, она спала или была без сознания… Потом пришел Андрей и забрал меня в дом. А утром говорит: „Иди, буди Марину“. Я пошел будить — вроде не поднимается. Андрей подошел, говорит, вроде мертвая. Говорю ему: „Что ты врешь?“ Я не знаю, куда он ее водил: то ли за бутылкой, то ли еще куда-то. Он тоже мог заниматься с ней сексом…»
Обнаружив в «Жигулях» труп, молодежь запаниковала. У Вадима, по словам Нининой сестры, которая присутствовала при даче показаний, началась истерика: «Что я наделал? Что мне за это будет?» Сама Нина, мол, боялась даже взглянуть на труп. Но, пережив шок, друзья начали думать, как избавиться от тела. А потом Сергей завел машину и все поехали за село. По дороге избавились от мертвой подруги.
— Мне достаточно легко было устанавливать детали, потому что существует видео, на котором зафиксированы передвижения девушки, — сказала в телестудии бывшая следователь Татьяна Незенко, сотрудничающая с передачей «Говорить Україна». — В 23:20 Марина вышла с Андреем со двора, где гуляла компания, и не вернулась. По дороге у нее с Андреем что-то произошло. То, что ей нанесли побои, насиловали — это факт. Учитывая телесные повреждения, могу допустить, что половые акты с ней происходили уже посмертно. Не уверена, что судмедэксперт умышленно скрыл информацию о телесных повреждениях, но в заключении он этого действительно не указал. И меня удивляет поведение начальника отделения полиции, сказавшего, что девушка умерла не насильственной смертью. И то, что подозрение никому не было вручено, пока в село не приехали журналисты. Когда же мы там появились, только тогда начали активно проводить следственные эксперименты.
Обсуждая ситуацию, специалисты в области уголовного права сходятся во мнении, что природа телесных повреждений на теле Марины Голобородько не была исследована. По словам адвоката Александра Мозолевского, это указывает на то, что следователь, а также руководство полиции района действовали в сговоре с судмедэкспертом, чтобы скрыть преступление.
Однако правоохранителям не составило труда установить, что 29 апреля 39-летняя местная женщина продала 15-летнему парню, который проходит свидетелем по делу, литр водки. За это она заплатит штраф в размере 13 тысяч 600 гривен.
— В последний раз мы виделись с Маринкой 29 апреля. Она, как и в предыдущие дни, приходила мне помогать по хозяйству, — вспоминает Вера Пальчик. — Я спросила, о чем она мечтает. — «Хочу выйти замуж и чтобы меня никто не обижал». Девочка она такая была, что все держала в себе, много не говорила, а тут созналась в сокровенном.
За свою короткую жизнь Марина натерпелась немало. Когда девочка родилась, ее матери Надежде было всего 17 лет. Молодая женщина перенесла на ребенка обиды на мужа, который бросил ее с младенцем на руках. Чтобы заработать на жизнь, Надежда полола чужие огороды, ухаживала за чужой скотиной. Затем она родила еще двоих детей. Прокормить их не могла, и все трое оказались в школе-интернате.
С нынешним сожителем Надежда вместе два последних года. Оборвала связи с матерью и братом, о детях не заботилась.
Прошлым летом, окончив 9 классов, Марина поступила в Кобелякский аграрный лицей, осваивала профессию оператора компьютерного набора. Там о ней отзываются положительно: была уравновешенной, хотя и несколько замкнутой, любила рисовать, с плохими компаниями не водилась, никто в общежитии не видел, чтобы она употребляла спиртные напитки. Однако преподавателей и мастеров настораживало, что ею занималась только бабушка.
— Марина была обделена вниманием близких и не имела должного материального обеспечения: одевалась очень скромно, пользовалась старым телефоном, а в последнее время, когда он сломался, долго оставалась без мобильной связи, — рассказывает исполняющая обязанности директора лицея Янина Монастыренко. — Хотя по поводу своей бедности девушка не комплексовала, мы все же выделяли средства, чтобы она могла купить себе новую одежду.
Когда Надежду спросили в студии, что она подарила своей дочери на 16-летие, женщина ответила: «А я не знаю, где она была в тот день: в „бурсе“ или еще где-то».
На вопрос, почему дочь большую часть времени проводила у бабушки, а не в семье матери, Надежда отвечает, что запрещала Марине гулять допоздна и дочери это не нравилось. В трагедии Надежда обвиняет мать и брата.
По Марине плачет только Юрий — парень из Кобеляк, с которым она встречалась. Говорит, что намеревался сделать ей предложение. Кажется, он единственный, кто ее любил. Хотя сама девушка, похоже, запуталась в собственных чувствах. В ее дневнике осталась запись, где она признается в любви 15-летнему Андрею. Тому самому, который был с ней в одной компании той трагической ночью.
Расследование дела продолжается по статьям Уголовного кодекса Украины: умышленное убийство, изнасилование несовершеннолетней и непредоставление помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, повлекшее смерть потерпевшего. Виновным грозит лишение свободы сроком от 7 до 15 лет.
Фото: «Кременчугская газета»