КОННЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА де ОЛИВАРЕСА
Страна: Испания
Мануфактура: Manuel Sanchez
Время выпуска: 1960-ые
Размер: 34×28 cm
Герой нашей сегодняшней истории Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Вестфалия) в семье юриста. После смерти отца мать с 11-летним Питером и кучей остальных своих детей переехала в Антверпен. Жили они очень бедно. И, дабы вырваться, наконец, из этой беспросветной нищеты, будущий знаменитый художник, занялся изучением сразу шести языков. А поскольку денег на художественное образование у него не было, Питер взялся ежедневно копировать иллюстрированную Библию — едва ли не единственную ценность, которой располагала семья. Чуть позже, отслужив некоторое время пажем у знатной антверпенской графини де Лалэнг, Рубенс отправляется в Италию, где продолжает совершенствовать своё гениальное умение копировать всё подряд — дворцы, картины знаменитых живописцев, портреты вельмож.
Лишь к 30 годам создав свои первые самостоятельные работы, художник невероятно быстро становится не только популярным в кругах светской знати, но и страшно востребованным. Заказы сыпятся на него, как из рога изобилия. Их становится всё больше и больше. Всем хочется иметь в интерьере «своего Рубенса». И тогда, идя, как говорится, навстречу пожеланиям жаждущих приобрести его картины, Рубенс в огромном дворце, построенном за свалившиеся на его голову гонорары, создаёт настоящий художественный конвейер. В многочисленных мастерских начинает работать целая команда помощников, которые, чётко следуя эскизам Рубенса, прописывают пейзажи, небо, фоны, силуэты животных и тому подобное на холстах будущих произведений, за которыми буквально выстроилась очередь богатейших заказчиков из многих стран Европы. Правда, лица героев картин Питер всегда прописывал сам, добавляя при этом в сюжеты наиболее важные детали и какие-нибудь живые штрихи.
Нередко этот рубенсовский конвейер подвергался резкой критике со стороны в основном завистников, называвших его предпринимателем от искусства. Но это великого художника ничуть не смущало. Ведь история знала немало подобных примеров. В своё время и Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, привлекая к работе многочисленных помощников. И Боттичелли, и Перуджино не раз прибегали к использованию труда подмастерьев в создании своих шедевров. Одного только остерегался Рубенс — как бы кто-нибудь из его помощников, наловчившись копировать стиль мастера, на каком-то этапе не превзошёл его самого. Вот почему, заметив, каким сумасшедшим спросом пользуются работы, в создании которых участвовал 18-летний Антонис ван Дейк, необыкновенно образованный и одаренный его помощник, Рубенс быстренько спровадил юного соперника из своей мастерской куда подальше — в Италию. Типа подучиться. Школа, пройденная ван Дейком у Рубенса, безусловно, помогла ему стать знаменитым и не менее востребованным, чем его учитель.
Но вернёмся к ещё одной грани редкого таланта Питера Рубенса. Став весьма известной и влиятельной в Европе персоной, получив расположение королей и императоров, он решил испытать себя на дипломатическом поприще. Принимая активное участие в переговорах между странами, участвовавшими в Тридцатилетней войне, Рубенс многократно переезжает из Мадрида в Лондон, из Лондона в Амстердам. Историки единодушно признают тот факт, что во многом благодаря дипломатическим усилиям знаменитого фламандского художника затянувшейся на десятилетия войне, наконец-то, был положен долгожданный конец. За эти его заслуги английский король Карл I пожаловал Рубенсу кольцо и цепь с бриллиантами, Оксфордский университет присвоил учёную степень магистра, а король Испании (Фландрия тогда являлась частью Испании) присвоил титул государственного советника. Умер великий художник в Антверпене в мае 1640 года, оставив после себя несколько тысяч выдающихся работ и несметные богатства, много лет после его смерти вызывавшие судебные тяжбы между многочисленными наследниками…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.