В первой части интервью со старшим специалистом по вопросам социальной защиты Международной организации труда Кеничи Хиросе речь шла о последствиях полной или частичной приватизации пенсий, а также «ФАКТЫ» выяснили, что ожидает украинцев с введением обязательного накопления пенсий.
В продолжении разговора речь пойдет об опыте европейцев, который стоит учесть украинцам при изменении пенсионной системы, и почему после приватизации пенсий в некоторых странах увеличилось гендерное неравенство.
— Вы сказали, что после приватизации пенсий в некоторых странах увеличилось гендерное неравенство. Почему так произошло?
— Гендерный аспект этой реформы очень важен. Не забывайте о том, что частные пенсионные фонды — это не благотворительные организации, а компании, работающие на прибыль. Например, женщина, которая рожает ребенка и на время выпадает из рынка труда, не имеет дохода и не платит взносы в пенсионный фонд. Как следствие, она получает более низкие выплаты, чем мужчины. При солидарной пенсионной системе государство оплачивает этот период за женщину, и ее временное неучастие в рабочей силе потом не отзывается более низким пенсионным обеспечением.
Читайте также: Не прекратят ли выплачивать пенсии из-за дефицита Пенсионного фонда, который уже занимает деньги: экс-вице-премьер Розенко
— Так какова главная роль частных пенсионных фондов?
— Прежде всего мы как Международная организация труда не против частных пенсионных систем. Частные пенсионные системы выполняют свою очень важную роль, которая заключается в дополнении основных существующих систем пенсионного обеспечения. Но в Украине хотят частично заместить действующую систему. Речь идет о частичной приватизации нынешней, то есть солидарной, пенсионной системы.
— Вы рассказывали, что люди вкладывали деньги в частные пенсионные фонды, но выплаты были ниже, чем в солидарной системе. Почему?
— Как я уже говорил, частные пенсионные фонды — это частные компании, которые работают ради получения прибыли. Есть очень сложные схемы их работы. В частности, взыскание своих процентов из накоплений рядовых граждан. Например, если человек кладет 10 гривен на свой счет в частном фонде, то 1 гривня сразу идет как процент за обслуживание. В общем эти вклады инвестируются в определенные проекты. И если вы получаете, например, 5−10% с этой операции, то определенный процент компания также берет себе.
Конечно, при популяризации этих пенсионных фондов всегда приводятся оптимистичные расчеты и прогнозы. Но не забывайте, что рыночной экономике присущ циклический характер, с высокой вероятностью наступления кризиса примерно раз в десять лет. Например, десять лет назад был экономический кризис, в последние несколько лет — это пандемия COVID-19.
Чтобы частный пенсионный фонд был успешным, необходимо, чтобы он приносил примерно 10% прибыли. То есть экономика должна расти, как в Китае. Очевидно, это не происходит в Украине. Таким образом, чтобы частный фонд был успешным, следует вкладывать деньги в сверхприбыльные проекты, которых пока нет в Украине. Поскольку инвестировать некуда, эти суммы не будут увеличиваться, а станут, наоборот, таять.
— Как сегодня европейцы собирают на пенсию?
— В странах Европейского союза есть разный опыт. Надо его учитывать, но принимать во внимание, что Украине необходимо делать со своей собственной пенсионной системой. Если мы посмотрим на некоторые страны ЕС — до недавнего времени Великобритания, Германия, — это богатые государства, где есть частные пенсионные фонды, работающие в качестве приложения к государственному пенсионному фонду. К слову, последний работает достаточно неплохо и не имеет дефицита. В Украине и здесь ситуация иная. Ведь в Пенсионном фонде есть дефицит бюджета.
Я лично, например, тоже участвую в частном пенсионном фонде, ежемесячно плачу определенную сумму — 100 евро. Но нужно сказать, что это дополнение к моей основной пенсии, которая должна быть неплохой.
Читайте также: Какие пенсии будут в Украине при условии внедрения обязательного накопления: посчитал экс-министр
Что касается новых стран — членов ЕС, то только два государства еще не вводили второй уровень, это Чехия и Словения. Другие страны это сделали и, как мы уже говорили, имели разные результаты этого эксперимента. Нужно сказать, что как старые, так и новые члены Европейского союза стоят перед вызовом — старение населения. Это глобальный феномен. И каждая страна пытается найти свое решение.
— Какой опыт европейцев стоит учесть украинцам при изменении пенсионной системы?
— Говоря об Украине, нужно отметить: страна должна построить систему, которая обеспечивала бы действительно ощутимый размер пособия по старости для большинства населения. Конечно, нужно гарантировать постоянство этой системы. И такой феномен, как неформальная экономика, в частности зарплаты в конвертах — это то, на что прежде всего надо обратить внимание. С этим явлением необходимо бороться уже сегодня, прилагая большие усилия.
Большой процент тех, кто не платит взносы в пенсионную систему, — это, так сказать, бомба замедленного действия, которая подрывает устойчивость пенсионной системы. Со временем эта проблема будет только накапливаться. Конечно, я не думаю, что пенсионная система дойдет до коллапса, поскольку большое количество пенсионеров невозможно оставить без денег. Но возникает вопрос: в какой форме она будет существовать, если сейчас не заняться этим аспектом? На него необходимо уже сейчас ответить. И это говорит о том, что Украина, возможно, подошла к критической точке в решении вопроса будущей пенсионной системы.
— Какие риски введения второго уровня вы видите для Украины?
— Основной риск, о котором хотел бы сказать, — введение пенсионной системы второго уровня не решит существующих проблем сегодняшней государственной системы. Поэтому прежде, чем внедрять новации, необходимо решить текущие проблемы.
Читайте также: После решения КСУ: системы спецпенсий для чиновников топ-уровня нет, — экс-вице-премьер
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»