Конфликт вокруг Черноморского судостроительного завода в Николаеве привел к тому, что областная прокуратура возбудила уголовные дела против его собственников Вот уже почти четыре года длится конфликт вокруг Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) между Фондом госимущества Украины и нынешними владельцами — бизнесменами Олегом и Игорем Чуркиными. Фонд госимущества заявляет о нарушении инвестиционных обязательств со стороны собственников завода и требует вернуть предприятие государству.
Председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк не единожды утверждала, что нынешнее руководство предприятия не выполняет обязательства, взятые на себя при покупке ЧСЗ. «Фактически невыполнение обязательств, которые к тому же были расплывчаты, привело к остановке предприятия. Сегодня у ЧСЗ нет государственного заказа, нет и контрактов на выполнение работ с зарубежными компаниями, а трудовой коллектив получил долги по зарплате»,- заявляла по этому поводу Валентина Семенюк.
Однако вначале Николаевский хозяйственный суд, затем Одесский апелляционный, а позже и Высший хозяйственный суд Украины отказали в удовлетворении иска ФГИ, тем самым подтвердив, что инвестобязательства выполняются, а заявления Фонда не имеют под собой оснований.
У собственников и менеджмента завода есть своя точка зрения на происходящее. По мнению начальника юридического отдела Черноморского судостроительного завода Светланы Диордиевой, реальная подоплека дела заключается в том, что на ЧСЗ положила глаз другая финансово-промышленная группа, которая любыми средствами пытается получить предприятие под свой контроль. А Фонд госимущества, вольно или невольно, помогает ей, пытаясь отобрать завод у братьев Чуркиных. Об этом и шла речь на брифинге представителей Черноморского судостроительного завода, который состоялся в минувший четверг.
Как рассказала пресс-секретарь ЧСЗ Ирина Акулова, все началось почти сразу же после приватизации завода осенью 2003 года нынешними его собственниками — российскими бизнесменами Игорем и Олегом Чуркиными. После того как завод начал становиться на ноги, к его теперешним владельцам пришли представители некой финансово-промышленной группы с предложением продать предприятие. Братья Чуркины ответили отказом, после чего последовал немедленный ультиматум: либо они продают завод, либо будет запущен механизм силового «отъема».
В январе 2005 года прокуратура Николаевской области открыла уголовное дело о невыплате заработной платы на предприятии. Причем дело возбудили тогда, когда заработная плата была уже полностью выплачена, что подтверждают и акты проверок Фонда госимущества. Вслед за этим предприятию пришлось пережить множество проверок со стороны всевозможных контролирующих органов, и на все активы Черноморского судостроительного завода был наложен арест, который практически парализовал работу предприятия и поставил под угрозу выполнение заключенных контрактов.
Далее последовал иск прокуратуры Николаевской области в интересах Фонда госимущества о признании недействительным и расторжении договора купли-продажи завода с братьями Чуркиными. Дескать, после приватизации предприятия новыми собственниками были нарушены условия коллективного договора. Представители завода недоумевают по этому поводу, так как подобные споры о коллективном договоре решаются только между собственниками и трудовым коллективом без привлечения третьей стороны. Тем более что конференция трудового коллектива ГАХК «ЧСЗ» признала коллективный договор выполненным и приняла новый коллективный договор на 2007 год. «На сегодняшний день работники предприятия получают зарплату ежемесячно», — заверяет руководитель юридического отдела Черноморского судостроительного завода Светлана Диордиева.
Следующим, по ее словам, стал иск николаевской прокуратуры о нарушениях во время проведения приватизационного конкурса. Утверждалось, что конкурс вообще не проводился, поскольку был только один покупатель. Подобные обвинения юристы ЧСЗ опровергают тем, что предприятие с 1997 по 2003 год находилось на грани банкротства, имея огромные долги 10-тысячному коллективу по заработной плате. «Это предприятие никто не хотел покупать, поэтому заявки подали только два потенциальных покупателя. Где были другие покупатели?» — задают риторический вопрос юристы ЧСЗ, который дает ответ на обвинения николаевской прокуратуры. Высший хозяйственный суд, так же как и другие судебные инстанции, оставил в силе договор купли-продажи, то есть признал право собственности нынешних владельцев.
Казалось бы, после того, как все судебные инстанции подтвердили законность приватизации предприятия, его собственники могут вздохнуть свободно. Но в конце мая этого года прокуратура Николаевской области возбудила новое уголовное дело — по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами ЧСЗ, то есть самими собственниками предприятия. Иск полностью базируется на предыдущем иске, что якобы они лично виноваты в нарушениях, которые были допущены во время приватизации. Между тем на самом заводе уверены, что уголовное дело открыто только для того, чтобы производить следственные действия, которые позволят либо задержать собственников, либо каким-либо иным способом парализовать работу предприятия. «То, что мы наблюдаем, это запуск сценария Курочкина, как ни зловеще это звучит. Ведь сначала в отношении его бизнеса, а затем его лично был запущен механизм судебного преследования, потом было задержание по ничтожному поводу, и, в итоге, расстрел в зале суда. Здесь мы наблюдаем аналогичное начало и продолжение, не дай Бог увидеть аналогичный конец», — такие предположения высказывают представители менеджмента предприятия.
P. S. Что касается обвинения в том, что Черноморский завод за все это время не спустил на воду ни одного построенного им судна, то в апреле со стапелей ЧСЗ сошел буксир «Кастор», построенный для эстонской компании. А также, несмотря на давление и постоянные «атаки» на предприятие, заключены контракты на производство еще девяти судов: с итальянской компанией, на четыре газовоза и с американской — на производство пяти судов для транспортировки нефтяного шлама.