Корпоративная реформа в «Нафтогазе» почти с самого начала пошла не по плану. Прежде всего из-за качества состава наблюдательного совета, который провалил поставленные правительством задачи, а затем незаконно назначил новых членов правления компании. Такое мнение в ходе онлайн-дискуссии Energy Freedom на тему «Корпоративная реформа. Что пошло не так?» высказал эксперт по энергетике, экс-директор по финансовым и инвестиционным вопросам НАК «Нафтогаз Украины» Ярослав Диковицкий.
«Сам наблюдательный совет НАК „Нафтогаз Украины“ не придерживается принципов ОЭСР. Он нарушил основные принципы, которые были утверждены для компании, в которых были основные показатели, цели, приоритеты, которые являются фундаментальными для наблюдательного совета. Но этот наблюдательный совет их нарушил по сути по каждому пункту», — отметил специалист.
По словам Диковицкого, публично наблюдательный совет никогда не отчитывался о выполнении этих принципов. И даже пытался их изменить.
«Это очень показательно и очень странно, — констатирует эксперт. — Но правительство показало факт нарушения основных задач, в частности — финансовых показателей 2020 года, когда вместо прибыли в 11 млрд компания зафиксировала убытки в 19 млрд грн. И правительство приняло решение сменить руководство „Нафтогаза“. Ведь если работа менеджмента неудовлетворительная, то такой менеджмент заменяют».
По убеждению Диковицкого, правительство не нарушало никаких принципов корпоративного управления, действуя абсолютно законно, признавая неудовлетворительной работу наблюдательного совета и правления «Нафтогаза».
«Согласно закону об управлении объектами государственной собственности, Кабмин, в собственности которого корпоративные права на «Нафтогаз», имеет полное право увольнять руководителя НАК «Нафтогаз Украины», — подчеркивает он.
Зато сам наблюдательный совет, как приводит пример Диковицкий, в января 2020 года изменил состав правления «Нафтогаза», не имея на это полномочий.
«Почему это правление так держится за этот наблюдательный совет, а наблюдательный совет — за это правление? На мой взгляд, потому что у них есть общий интерес в том, что назначение правления было незаконным. В январе наблюдательный совет утверждает правление своим решением, а в марте наблюдательный совет подает кандидатуру на главу правления уже правительству. Хотя по уставу представление касается как председателя правления, так и всего правления. Поэтому у меня есть вопросы к легитимности этого правления „Нафтогаза“ и реагирования отдельных членов правления на сложившуюся ситуацию», — отметил эксперт.
А предписание НАПК об увольнении назначенного правительством председателя правления «Нафтогаза» Юрия Витренко Диковицкий назвал вообще «анекдотическим».
«Ведь НАПК аргументирует, что подало предписание органа управления „Нафтогаза“. Хотя в законе говорится о государственных органах управления, а не об органах управления предприятиями», — обратил внимание специалист.