Офицер оперативного резерва, военный эксперт, писатель, блогер, телеведущий Александр Сурков, чья книга «Незавершена війна» скоро увидит свет, рассказал о событиях семилетней давности, когда украинские бойцы освобождали Славянск, где «отаборился» один из главарей боевиков Игорь Стрелков (Гиркин)
Он, в частности, прокомментировал утверждение, что 5 июля 2014 года, когда был освобожден Славянск, «пал» Донецк, в котором появились банды Гиркина. «На самом деле дата 5 июля — это фантом российской пропаганды», — такую точку зрения на «заход Гиркина в Донецк» «ФАКТАМ» в эксклюзивном интервью изложил Александр Сурков.
По его словам, 30 июня закончилось объявленное ВСУ одностороннее перемирие и начались активные боевые действия по освобождению Славянска со стороны Николаевки, промышленного предместья города, где были сосредоточены основные силы боевиков.
«Все почему-то считают, что тогда в Донецкой области существовала некая единая система незаконных вооруженных формирований. На самом деле только в районе Славянска их было по меньшей мере три, причем независимых друг от друга. Самая большая, самая непонятная и самая мощная — это группировка, создавшая укрепрайон в Николаевке», — отмечает Александр Сурков.
В ней присутствовали россияне, но не так активно, как в последующий период, когда они уже открыто вторглись на нашу территорию. Тем не менее именно россияне координировали все действия так называемого «ополчения», что очень тщательно скрывалось.
Появились же российские военные в июне, в начале активных действий в районе Красного Лимана и Ямполя.
После того, как украинские бойцы освободили Николаевку, в этих казармах обнаружили боеприпасы российского производства, учебную литературу — наставления по инженерному делу и ведению стрелкового боя, и пропагандистские брошюры.
«Эта группировка была очень закрытая, толково организованная и хорошо защищавшаяся. Именно по ней наносили главный удар аж четыре тактических группы 25-й, 80-й, 79-й и 95-й бригад. 80-я бригада вместе с добробатами „взломала“ Николаевку, а 95-я и 79-я пошли блокировать Славянск. Это был первый этап освобождения города — 1−3 июля», — говорит Александр Сурков
Вторая группировка находилась в Семеновке. Это тоже промышленная зона вблизи Славянска. Очень важный объект, поскольку небольшой поселок стоит на перекрестье дорог. Там находилась группировка «Моторолы» (россиянин Арсен Павлов, которого 16 октября 2016 года ликвидировали в Донецке. — Авт.). Тогда это называлось противотанково-пулеметный взвод, хотя сил у них было на полторы-две роты, человек 200.
Третья группировка — непосредственно гиркинская. Она, по словам Александра Суркова, была неоднородной, относительно слабой и относительно небольшой по сравнению с теми двумя. Но почему-то все сосредоточились именно на ней. Гиркин тогда сидел в Славянске и удерживал блокпосты вокруг города.
Интересные события начались в ночь с 3 на 4 июля. Во-первых, сбежал «Моторола». Причем сообщили по всем средствам связи, что уходят на север, а на самом деле пошли на юг, в сторону Бахмута. Там их встретили уже зашедшие туда наши войска. Не вступая в бой, боевики дернулись в сторону краматорского аэродрома, где наткнулись на военных во главе с полковником Кривоносом. В итоге рассеялись по окрестностям.
Ключевой момент тогда, по мнению украинских генералов Назарова и Муженко, был следующим. Днем 3 июля бойцы 95-й бригады во главе с комбригом Миргородским, выйдя на позиции, увидели, что на них через рощу со стороны Славянска идет на большой скорости бронированный микроавтобус. Они дали координаты нашей артиллерии, и та этот микроавтобус уничтожила.
«После чего радиоэфир просто взорвался. Судя по информации из радиоперехватов, в автобусе находилось семь-восемь человек — российские военные советники, убегавшие из Славянска. По всей вероятности, они курировали Гиркина. То есть поняли, что надо бежать, и бросили товарища Гиркина на произвол судьбы», — рассказывает Александр Сурков.
Кстати, недавно СБУ обнаружила под Славянском схрон с оружием и боеприпасами, который, как утверждается, сделали для боевиков Гиркина. Из схрона изъяли 23 гранаты Ф-1 и РГД-5 с запалами, 11 реактивных противотанковых гранат РПГ, более 4 тысяч патронов калибра 5,45.
Ранее министр по делам ветеранов Украины Юлия Лапутина, которая в 2014 году в составе объединенной группы СБУ принимала участие в защите Краматорского аэродрома, рассказала, что украинские спецслужбы и армия могли освободить Славянск и Краматорск еще на раннем этапе АТО, но этот план не был утвержден.
Фото Стрелкова на исторической реконструкции, 2013 год, Википедия.