Результаты внешнего независимого оценивания (ВНО) за 2021 год спровоцировали скандал. Больше 30 процентов участников провалили тест по математике, то есть не набрали даже минимальные 10 баллов, чтобы преодолеть порог сдал/не сдал. Хотя многие задания были совсем не сложными и касались, в основном, программы, которую изучают в 5—6 классах. Такой плохой результат выпускники показали впервые за все время проведения ВНО, и по иронии судьбы именно учебный год 2020—2021 был объявлен годом математики в стране.
Выясняя, почему так произошло, «ФАКТЫ» поговорили с экспертами в сфере образования, а также с выпускниками, которым удалось набрать максимальные 200 баллов сразу по нескольким предметам, в том числе и по математике.
Киевлянин Денис Кинзерский в этом году окончил Украинский физико-математический лицей Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, и сейчас его готовы взять на бюджет самые престижные вузы страны. Денис единственный в Украине выпускник, набравший максимальные 200 баллов сразу по трем предметам: математике, химии и биологии. Денису тест по математике сложным не показался.
— Наоборот, этот тест оказался легче, чем я ожидал, — рассказал «ФАКТАМ» Денис. — Мне кажется, он был проще, чем тест на пробном ВНО. И уж точно проще, чем тесты за прошлые годы. Особенно тщательно я готовился к ВНО по химии и биологии. У меня была цель набрать по этим двум предметам максимальные 200 баллов. Математику, был уверен, на 200 не сдам. Такой результат стал для меня неожиданностью. В лицее, где учился, оценки по математике у меня были хорошие, но не лучшие — у меня по алгебре и геометрии 10—11 баллов, а есть ученики, у которых 12. Но у нас очень сильная математическая школа. Я рад, что после восьмого класса перешел в этот специализированный лицей. Потому что в школе к тому времени уже немного разленился. А тут появилась мотивация учиться дальше. Меня не смущали ни большие нагрузки, ни дорога в лицей, которая каждый день занимала почти полтора часа. И когда ввели карантин, в каком-то смысле даже стало легче.
— Многие жалуются, что именно из-за карантина и дистанционного обучения провалили ВНО…
— Мне дистанционка только пошла на пользу — время, которое раньше тратил на то, чтобы добраться до лицея, стал уделять учебе. У нас было настоящее дистанционное обучение — с онлайн-уроками, видеоконференциями, внеклассными консультациями.
Что касается того, почему многие выпускники в этом году провалили ВНО, то, думаю, причина не в дистанционке, а в том, что математику сначала сделали обязательной для всех (в 2021 году впервые всех выпускников школ обязали сдавать государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме ВНО по математике, но потом из-за коронавируса нововведение отменили. — Авт.) и на тест пошли дети, которые к ней не готовились. А причина этого незнания, на мой взгляд, в том, что многие еще в начальной школе не понимают, почему важно изучать этот предмет и не пытаются его понять. Если не понять сразу, дальше будет только сложнее. В тесте встречалось много заданий, где достаточно было применить базовые знания, такие как деление, линейное уравнение.
— Сколько предметов вы сдавали на ВНО?
— Пять. Кроме тех, что уже перечислил, сдавал еще украинский язык и литературу и английский. По украинскому набрал 196 баллов, а по английскому — 188, хотя ожидал, что будет меньше. К этому тесту особо не готовился.
— К репетитору обращались?
— Только по химии взял несколько консультаций. Это было уже перед ВНО, и репетитор посоветовал, на какие еще источники стоит обратить внимание. Кстати, тщательно изучать химию я начал только в этом учебном году, когда понял, что буду сдавать ее на ВНО. А по биологии проходил четырехмесячный курс в онлайн-школе, который помог закрепить знания. В этой онлайн-школе у меня по два-три раза в неделю были вебинары, а за день до ВНО учитель дал бесплатный вебинар, на котором прозвучали ответы на шесть заданий, которые потом попались на ВНО. Так совпало. И все, что от меня требовалось, — не забыть полученную информацию до завтра.
— Многие сетовали, что не могли сконцентрироваться из-за стресса. Вы сильно волновались?
— Больше всего переживал из-за теста по химии, ведь мне обязательно нужны были 200 баллов. В Институт высоких технологий Киевского национального университета имени Шевченко, где я планирую учиться, на бюджет можно поступить только с такими баллами. Но, когда увидел вопрос о формуле углекислого газа, немного расслабился. Появилась уверенность, что дальше все пойдет хорошо. Еще переживал за последнюю часть теста по украинскому языку, где нужно написать так называемое свободное высказывание. Его разные учителя советуют писать по-разному.
— Как, на ваш взгляд, эффективнее всего готовиться к ВНО? Штудировать учебники с 5-го по 11-й класс или концентрироваться на отдельных темах?
— Тут все зависит от начального уровня подготовки. Штудировать учебники я пробовал, но потом понял, что читаю то, что и так уже хорошо знаю. Поэтому стал решать тесты, которые были на ВНО в предыдущие годы, и таким образом находил в своих знаниях пробелы. Если понимал, что не знаю ответа на то или иное задание, брался за изучение конкретной темы.
— Сильно уставали?
— Конечно, иногда чувствовалась усталость, и я придумывал себе отмазку — мол, наверное, я готов. И так все уже знаю. Но потом понимал, что все знать невозможно. Химию, биологию и украинский повторял и учил до последнего.
Тест по математике не показался сложным и выпускнице сумской гимназии № 1 Ирине Наталухе. Результат Иры на ВНО тоже один из лучших в стране. 200 баллов по математике и английскому и 199,5 — по украинскому языку.
— Максимальные 200 баллов мне казались чем-то недостижимым, — призналась «ФАКТАМ» Ирина Наталуха. — Первым сдавала тест по английскому и вышла из аудитории с ощущением, что все хорошо. Позже проверила ответы на сайте Osvita.ua — и поняла, что не допустила ни одной ошибки. Английский учила сама, без репетиторов. Думаю, помогло то, что помимо теоретических знаний я много лет переписывалась с иностранцами, у меня есть друзья в разных странах. Что касается математики, то меня хорошо подготовили моя учительница из гимназии и преподаватель из нашего университета, с которой я занималась последние три месяца перед ВНО.
Тесты мне показались достаточно легкими. Но они легкие только для тех, кто внимательно выполняет задания и не трясется при этом от страха. Паника многим мешает, я видела участников, которые выходили из аудитории синими. Так точно нельзя. В каком-то смысле это еще и проверка на собранность и умение сконцентрироваться. В тесте было задание, которое и меня сначала немного напугало, но я взяла себя в руки, постепенно начала все решать и в результате нашла ответы на все вопросы.
Аналогичный подход у меня и к подготовке — здесь тоже важны спокойствие и рационализм. Я еще с младшей школы усвоила, что не нужно ради учебы жертвовать сном и гробить здоровье. Важно правильно распределять время, находить возможность и поучиться, и отдохнуть. Нервные срывы еще никому не помогали.
Несмотря на столь впечатляющие результаты ВНО, поступать в престижные столичные вузы Ирина не планирует — она уже выиграла стипендию на обучение в Гете-институте в Германии по специальности «технология защиты окружающей среды и менеджмент ресурсов» и осенью поедет туда на учебу.
В чем же причина провала трети украинских абитуриентов на ВНО по математике? Паника или все же низкий уровень знаний? Чтобы было понятно, на каких заданиях срезались многие участники, процитируем комментарий директора Украинского центра оценивания качества образования Валерия Бойко изданию ZN.UA:
«Первая задача теста: „Шесть одинаковых конвертов стоят три гривни, сколько таких конвертов можно приобрести за 12 гривен?“ Ее правильно решили 88 процентов участников… Меня беспокоят те 12 процентов, которые не справились. Такая же ситуация и с графиком работы двигателя — сколько минут его температура не превышала 50 °C. Нужно было просто прочитать график, но с этим справились только 80 процентов. Задачу, в которой нужно было отличить радиус шарика и диаметр, выполнили всего 50 процентов, а решить уравнение 1−5x = 0 смогли лишь 55 процентов. Так же и с задачей, где надо было посчитать деньги, которые вы получите за железнодорожный билет, — с ним справилась половина. То есть половина наших детей, придя к железнодорожной кассе и попросив вернуть деньги за билет, будут рады и одной гривне, потому что они не знают, сколько им должны вернуть. Это аргумент для тех, кто говорит: „зачем мне математика, где она понадобится…“ Дети имеют фрагментарные знания по математике. И такие результаты — это проблемы не ВНО, а системы образования. Обвинять во всем ВНО — это все равно, что обвинять патологоанатома, который поставил умершему диагноз цирроз печени. Это же не он виноват, что пациент дошел до такой жизни».
— Проблему нужно искать в средней школе, — сказал «ФАКТАМ» эксперт в сфере образования Андрей Черных. — Дистанционное обучение здесь ни при чем — оно было последние полтора года, а детям не хватило знаний совсем за другой период. Возможно, дело в недостаточном количестве часов по математике. И в том, что многие ученики почему-то считают, что этот предмет им не нужен и они в случае чего смогут выучить его за последний год специально для сдачи ВНО. А так не бывает. На мой взгляд, обязательная Государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике в форме ВНО необходима. Более того, целесообразно проводить ВНО по математике и после 9-го класса, анализировать результаты и искать корень проблемы.
В том, что необходимо проводить обязательную для всех ГИА по математике после 9-го класса и увеличить количество часов на изучение математики, уверен и директор Львовского физико-математического лицея Марьян Добосевич.
— Если ничего не делать, в следующем году результаты ВНО могут быть еще хуже, — сказал Марьян Добосевич в эфире программы «Твій день». — Есть проблемы, на которые нужно обратить внимание уже сейчас. Наш тест по математике имеет самую широкую тематику среди аналогичных тестов в близлежащих странах. По сравнению с той же Польшей у нас школьники проходят намного больше тем и они меняются как в калейдоскопе. Начиная изучать пятую тему, ученик уже не помнит, что было в первой. А часов на изучение математики выделено мало. Еще в 2012 году на съезде учителей обсуждалась необходимость увеличить количество часов математики в школах с четырех до пяти в неделю. А в 2018 году мы получили учебный план, где на уровне стандарта на изучение математики уже было отведено даже не четыре, а три часа в неделю! Получается, что тем много, часов мало, и ученики просто не успевают освоить программу.
Еще одна проблема, по мнению экспертов, в учителях.
— К сожалению, в нашей стране профессия учителя давно уже не считается престижной, и это сказывается на качестве преподавания, — сказал «ФАКТАМ» директор столичного лицея «Лидер» Дмитрий Кравченко.
— В прошлом году в педагогическом университете имени Драгоманова на факультет физики не могли набрать даже одной группы — никто не хочет идти в учителя, — продолжает Дмитрий Кравченко. — В результате педагогические вузы вынуждены принимать абитуриентов, которые на ВНО с трудом преодолели порог сдал/не сдал. А чему потом такие выпускники смогут научить детей в школах? Поэтому у нас крайне мало хороших учителей. Катастрофически не хватает учителей физики, математики, информатики. И так будет до тех пор, пока тот же учитель информатики будет получать 8—10 тысяч гривен в месяц. Кто захочет идти на такую зарплату, зная, что другие выпускники факультета информатики и вычислительной техники, работая на фирмах, получают 30, а то и 60 тысяч гривен в месяц?
Пока заработная плата учителя в нашей стране не вырастет хотя бы до 20—25 тысяч гривен, педагогические вузы будут пустовать, а с обучением детей в школах будет катастрофа, которую мы наблюдаем уже сейчас.
Есть еще одна не менее важная проблема — это качество подготовки учителей в университетах. Система подготовки, по сути, осталась такой же, как была при СССР. Я давно уже говорю о внедрении психологических методов в учебно-воспитательный процесс. Это необходимо для перехода от авторитарной педагогики к демократической. Школьный учитель должен владеть психологическими методами, которые позволят ему переключать и концентрировать внимание детей, находить к ним подход. Нужно сформировать новую модель учителя: — учителя-психолога, а не просто учителя-предметника.
Читайте также: Вступительная кампания 2021: как подать документы, во сколько вузов можно, цены обучения на контракте
Фото в заголовке Pexels