Клуб потребителей

Электросамокаты в центре Киева будут выключаться автоматически: о чем договорились столичные власти и операторы проката

15:20 — 11 июля 2021 eye 910

Для столичных жителей не осталось незамеченным массовое вторжение на улицы и дороги Киева компактного электротранспорта. В условиях карантина, когда вводились ограничения на работу общественного транспорта, эта техника стала для многих людей палочкой-выручалочкой. Но столица оказалась не готова к такой масштабной экспансии новых участников дорожного движения — без их столкновений с прохожими не обходится и дня. Пока в Украине нет закона, регулирующего движение такой техники, столичная власть вместе с операторами прокатных компаний договорились о введении временных правил.

На каждый самокат должен наноситься специальный номер

Недисциплинированность водителей такого транспорта не голословное утверждение. Наша сотрудница на днях чудом не стала жертвой самокатчика, буквально в миллиметре просвистевшего возле нее, едва не сбив с ног, а уже через секунду врезавшегося в оградительный столбик. В результате сам драйвер получил травмы, а его прокатный электросамокат был серьезно поврежден.

Читайте также: В Киеве избили электросамокатчика, таранившего людей на тротуаре

Мне и самому, будучи за рулем, неоднократно доводилось наблюдать картину, когда по проезжей части лихо мчится электроскутер, то и дело опасно виляя по дороге, объезжая ямы и рискуя при этом либо упасть под колеса, либо быть сбитым по неосторожности. То есть компактный электротранспорт на сегодняшний день разгрузил «находящийся в коме» общественный транспорт, но стал при этом угрозой безопасности для пешеходов и водителей.

Осознавая это, городская власть и операторы проката электросамокатов подписали меморандум о сотрудничестве, которым ввели для столицы правила по использованию малой электротехники, пока таковые не будут утверждены на законодательном уровне. Потому что законопроект № 3023 о персональном легком электротранспорте, принятый в первом чтении, после этого уже почти год пылится в Верховной Раде.

По данным КГГА, по улицам столицы ездит почти 4 тысячи прокатных электросамокатов и работают 7 сервисов, предоставляющих подобные услуги. С ними и был подписан меморандум. Об этом сообщил замглавы столичной администрации Константин Усов, подчеркнувший, что «Киев, как и все крупные города мира, обречен на развитие средств микромобильности, но операторы проката этих средств должны взять на себя определенные обязательства».

Читайте также: «Первый украинский электросамокат приспособлен для езды по холмистому Киеву и нашим дорогам»

По словам Константина Усова, самым сложным этапом переговоров стал пункт о согласии операторов предоставлять городу данные, необходимые для контроля качества услуг проката: пиковые часы использования самокатов, перечень мест, где они пользуются наибольшим спросом, динамическую тепловую карту пользования по часам и дням и еженедельный отчет об инцидентах с самокатами.

О чем договорились

В Польше электросамокаты приравняли к велосипедам

В целом электросамокаты на улицах городов — не такой уж новый тренд, и во всех странах предпринимаются шаги по урегулированию движения такой техники. Например, в соседней Польше этот вопрос окончательно уладили лишь в прошлом месяце, в Германии — в апреле прошлого года, а в Великобритании — в сентябре 2020-го. Тогда как в Турции этот вид передвижения не урегулирован, а в Сингапуре законодательство по электросамокатам меняли трижды за последние два года.

В Польше электросамокаты приравняли к велосипедам, и на них разрешено ездить по велодорожкам и специальным полосам на дорогах. По тротуарам можно ездить лишь в том случае, если его ширина не меньше двух метров, а рядом нет велодорожки или дороги с ограничением езды до 30 километров в час. Детям до 10 лет запрещено ездить на электросамокатах даже в сопровождении родителей. А вот на велосипеде — можно. Правда, перед этим ребенок должен получить карту велосипедиста, пройдя легкий экзамен с вопросами по Правилам дорожного движения (ПДД).

Читайте также: «Пропускай пешеходов»: известного телеведущего избили в центре Киева

В Бельгии легкий электротранспорт со скоростью до 18 километров в час может ездить по тротуарам и велодорожкам. Весь транспорт, который может развивать скорость свыше 18 километров в час, подпадает под общие правила ПДД.

Но основательнее всего к разработке правил для владельцев легкого электротранспорта подошли в Германии. Педантичные немцы оговорили все возможные варианты их использования и ответственность пользователей. Так, в частности, на электросамокатах разрешено передвигаться с максимальной скоростью 20 километров в час, а ездить на них можно только с 14 лет. При этом права водителю самоката не нужны, а вот страховка при этом обязательна. Если подросток нарушит правила, в дальнейшем у него могут быть сложности с получением прав в совершеннолетнем возрасте. Разработана шкала со штрафами — от 15 до 500 евро и выше. В Германии электросамокатам запрещено ездить по тротуарам — можно только по велодорожкам и проезжей части. Шлем рекомендован, но не обязателен.

Подробно о ситуации электросамокатами и другими новейшими средствами передвижения — моноколесами, гироскутерами, электровелосипедами в Украине, читайте в статье «Электросамокаты в Украине пока «вне закона».